Хроники нищебродия

Самосоздавшийся автопортрет

Решил-таки написать, вдруг кто прочитает… Открылось тут мне в процессе практики перепроживания, что нищебродие наше — вещь перманентная, изменяющаяся довольно относительно, и становящаяся более заметной в разгар всяких «кризисов» типа того что происходит…

…а писать неудобняк, пробел глючит, но может научусь его пинать так чтоб работал, заодно посмотрю насколько плохо с этим всем… Вот же! Тоже в тему, привычка к неидеальности всего окружающего, и смирение с таковыми обстоятельствами — вот он, рабочий вектор в сторону нищеты… Так откуда это всё? Из прошлого, надо полагать.

Итак, нищета присутствовала на постоянной основе, просто все мы были к ней привычны, и не замечали ничего особенного — экономили спички, уходя гасили свет, газеты резали для подтирания жопы… считая это всё рачительностью и хозяйственностью. Старались всё чинить и переделывать, а не покупать новое. Ничего не выбрасывалось, всё хранилось, даже наоборот — с помойки частенько приносились какие-то особо полезные детали. Со свалок доски от ящиков — строить дом на даче…

Хотя считалось, что я как бы из Обеспеченной Семьи — цветной телевизор родители уже купили году эдак 1978, холодильник был с 1964 года, квартира была, два ковра… ваз хрустальных штуки три было. Телефон! Телефон, хоть и спаренный — ажно с 1972 или 1973 года стоял в прихожей. Чтобы позвонить срочно — надо было снять трубку, положить рядом с аппаратом, и ждать пока наговорятся «напарники»… и у тебя одна попытка, ибо соседи тоже так делают.

Тут богато — шапка из крашеного кролика на мне, у матушки это Лисья Шапка. Пальтишко от братика, он в новом стоит. Обувь — «прощай молодость» на мне. Очень были популярны, но молния ломалась постоянно, и ржавела. Место, кстати, знаковое — следующей осенью была тут та самая «Бульдозерная Выставка».

С одеждой хуже… Детские вещи мне перешивали из ношеных более старшими поколениями. Некоторые вещи даже не перешивали, а доставали хранившиеся от брата, на 10 лет старшего… так, где укоротить, где ушить — и вот готовая, лет на несколько годная одежда. Проще было с трикотажем — распускалось что-либо из сундуков, и вязалось новое, прямо по мерке.

Школьная форма тогда «была весьма популярна» (потому что ещё и льготная цена, даже вообще обещали сделать её бесплатной, но что-то там не срослось у КПСС) сначала серая, от которой всё чесалось, и штанины у штанов были сшиты как-то низко, «как у хомяка». Рвались в промежности если широко шагнуть. Это теперь модны такие штаны, а тогда это было неудобство.

Со штанами «синей» формы (1-я фаза — курточка, потом с теми же штанами — пиджачок) тоже была какая-то невнятная проблема у закройщика, но в магазине удалось достать «через задний проход» отрез точно такой же ткани как на форме — и мне обеспеченные родители заказали штаны ажно в Ателье у настоящего Портного. Портной долго меня общупывал, обмеривал ленточкой, забрал ткань и выписал квитанцию. Велел «достать» застёжку-молнию и принести вместе с пуговицей через две недели. Было исполнено, и спустя месяц были выданы новые штаны с подворотом (мне ведь ещё расти) чтобы год от года отпарывать, отворачивать, и доносить до выпускного класса. Ноги-то растут быстрее чем остальной организм. Вещь дорогая, надо беречь.

Вот это «надо беречь», учись экономить, «хлеба к обеду в меру бери» — это вот и формировало нищенский менталитет, так и не позволяющий знакомым представителям моего поколения сколь-нибудь заметно высунуться из задницы. Это как-бы «не по-феньшую» — починяя в очередной раз какую вещь — притягиваешь нищету, и всё тут! Не надо было так поступать.

Экономия эта, сверхценность подарков и игрушек (купим тебе фломастеры иностранные 12 цветов, если закончишь четверть на одни пятёрки)… не вышло, но фломастеры всё-таки купили — 5 цветов, отечественные. И радовался, и ценил! И опять-таки экономил, потом долго мучил, пытаясь разбавлять всякими жидкостями. Потом узнал из умного журнала «Наука и Жизнь» что фломастеры бесполезно пытаться заправлять, они не приспособлены к такому обращению — однажды отдав жидкость более её удерживать не будут, а будут протекать, капать, и пачкать ценные тетрадки. Ну соббсно то, что они и делали… но даже окончательно сдохшие всё равно хранились, ибо Вещь!

Мне достался красный, с белыми кнопками, и проводом в полупрозрачной изоляции

Родители у меня голодали в войну во время своего детства, так что это сказалось на отношении к продуктам и ценам. Клянчил я в 1-м классе игрушку дорогую — «электротелеграф» на батарейках, аж мечтал! Эти две коробочки с двумя батарейками, двумя лампочками и двумя кнопками на каждой, соединённые тремя метрами провода представлялись мне мегакрутым шпионским девайсом, годным для передачи азбукой морзе секретных сообщений стоили… «Это же целый килограмм сливочного масла!». Ужас! Это же заслужить надо. Ну «заслужил», разочаровался правда сильно, когда взял в руки это изделие. Негодным оно оказалось, ни на что не годным.

Через те же отголоски войны проходили все пищевые Ценные Продукты, вот надо было сначала доесть предыдущую колбасу, которая уже пованивает, потому что новая колбаса ещё может храниться. Крупу старую перебирали, а новую закладывали на хранение. Сыр тоже новый засыхал, а засохший — елся. Запасы же всегда пополнялись — и банки консервов из «заказов», или иные «удачные закупки» когда получалось очередь несколько раз занять, и купить два, а то и три «норматива». Это тоже ведь сказывалось на наличности — деньги, разложенные по дням в спец-тетрадочку уходили «в дело» из будущего…

Но детство же, оно такое: что тебя окружает — то и воспринимается как правильное, и единственно верное. Родители тебя любят, плохого не посоветуют. Это лишь теперь стало отчётливо доходить, что то была самая обыкновенная нищета… в которую я тут впал снова чота… аж приуныл. Хотя нет, походу не вылезал, если приглядеться. Так, выглянул ненадолго… но даже осуществил то, о чём не мог даже и мечтать в самых смелых своих мечтах — съездил в самую настоящую заграничную Кап-страну!

Ну да, я как бы учился за-ради обретения такой возможности, красный диплом прекраснейшего на тот момент ВУЗа даже есть у меня. И отец тому был примером — он достиг, он поездил по разным заграницам, привозя Особо Ценные Вещи — обувь, матери чулки и колготки, потом когда прогресс шагнул вперёд — настоящий кассетный магнитофон Шарп привёз! Это уже было настоящее богатство, в комиссионке такой стоил что-то рублей так восемьсот. Богатство? Да! Но и разорение от этого происходило вялотекущее. Кассеты-то дорогие, а хочется. Отдашь стипендию за кассеты — и нищебродствуешь, привыкаешь, погружаешься в эту трясину пучни… пучину трясни :) В колдовском смысле это получается как признание себя таким вот «с ограниченными возможностями», пусть финансовыми, а не физическими. Финансовый инвалид получается, таких денежка любить не будет.

Ну да и мой Красный Диплом такого ничуть не гарантировал… впрочем, он заведомо не обещал и денег, не принято было платить образованным людям в Стране Рабочих и Крестьян. Но и выездов тоже никто не гарантировал, ибо для этого надо было устроиться Куда Надо, а там Где Надо — своя очередь из родственников и связей. Но, тем не менее, получается что свой некий Жизненный План я мощно перевыполнил! По другим параметрам тоже во многом перевыполнил, получил больше чем то, на что мог рассчитывать… и посему прожитой жизнью вполне-себе удовлетворён.

Самодельный адаптер для японской радиолы

Однако, вернёмся к нашим баранам… Что уж говорить — когда кончился социализм, привычка нищенская осталась, и даже сильно пригодилась. А как что-то началось, стали легкодоступными желанные Импортные Товары — то и с помоечки появилось много чего подобрать поинтереснее досок и мебели для дачи, даже одеваться доводилось, а позже оттуда заносились совсем полезные предметы… и так можно было жить. А раз можно — то почему бы и нет? Вот сгорел телевизор — выстраиваешь намерение, и поднимаешь там вполне рабочий телевизор, за который раньше отдавали целое жалование, и то благодаря «открытке» из профкома. Даже лучше, потому что иностранный. Привычка всё чинить, и славное нищебродское умение под названием «мастер на все руки» приносили некий «достаток» в дом — микроволновку, прочую бытовую технику. А уж компьютеры! Поначалу я честно покупал за заработанные тяжким трудом долбары, был эпизод когда я «вполне неплохо зарабатывал» (да и все их туда спустил), одна майкрософтовская «автобусная мышь» (найду свою в шкафу — опубликую) обошлась мне аж в $65! Саундблястер, сиди-ром, «мамка с камнем» враз съели всё что тогда удачно заработал, и вернулся прежний быт, когда живёшь с оглядкой — этого не могу себе позволить, того — может быть с получки.

Вот тут и «самоделкин-умелец» и пригождается — из разного юзанного контуперного железа и собираешь себе чём-то ущербный, неидеальный инструмент, снова не по-феньшуйски этими ремонтными работами отпугиваешь достаток, признаёшь и призываешь нищету к себе в дом…

Нормальный проездной был сильно дорог…

Опять-же нищебродием порождённые, поиски экономии постоянно практикуются — ездил по студенческим проездным билетам практически до упора, до того момента, как они стали именными. На выставки художественные всякие, консерватории, концерты — льготные билеты брал, оставив при себе студбилет по окончании ВУЗ-а. Долго получалось, однако, бешеные деньги, небось, наэкономил. Сталкинг такой практиковался. Вещь полезная, но применён был не в самом полезном направлении. Теперь вот результат имеем нехороший. Условия изменились, социализм монетизировался, и теперь требуется платить наличностью ни за что, за просто так… При старом социализьме безналичнее можно было крутиться.

Такое вот неприспособленное поколение моё получилось — между более старшим: те, которые работать-вкалывать, вкалывать-работать привыкли и до сих пор вкалывают, удерживаясь выше уровня нормальной нищеты, и более младшим поколением, у которого не убита была всякая предприимчивость. Ни то ни сё — вкалывать уже не могём очертя голову, а предприимчиво мухлевать так и не научились.

Был, правда момент с 1991 по 1993 год (после августа 1991), когда показалось что реально можно что-то начинать и делать своё… вот кто тогда успел — тот и молодец. А моё поколение попало куда-то в ту область, про которую справедливо говорят — «если ты такой умный, то почему такой бедный?».

Ну вот тут я в этой статье попытался обрисовать эти причины, суть которых всё тот же феньшуй, социальное программирование, да и остальной магизм-колдунизм :)

Теперь же, пора пришла прервать своё повествование, ибо уже «многабукф» настукал, ни в какой пейсбух со с твиттером не влезет… Но пусть будет, пусть тут полежит. А там, вторая часть, глядишь, сформулируется — про настоящее время и текущие последствия возврата в социум…

, 2015/10/06 15:39

Зато сейчас США яро пропагандируют максимальное потребление всего чего угодно. Вряд ли это лучше того, что было в СССР. Ресурсы-то планеты явно имеют предел.

, 2015/10/06 22:56

Одноразовые времена :) — одноразовая посуда, одноразовые «столовые приборы», одноразовое всё. Это чтоб активизировать «циркуляцию денежных потоков» делается… и чтобы заставить население активнее функционировать, втягиваясь в людские предрассудки.

, 2015/10/01 22:21

Где-то я слышал, что люди даже как-то мочили и гладили использованные, пробитые талончики на городской транспорт, чтобы ещё раз их использовать.

Были и те, кто талоны на еду печатали сами, подделывали, и это срабатывало.

Приспосабливались, как могли.

, 2015/10/01 22:26

Билеты на электричку отмывали от чернил, и печатали на матричном 9-пиновом принтере через синюю копирку нужную дату многократно. Технология была отработана в лаборатории ИОГен. Бумажка работала до первого прокола компостером линейных контролёров.

, 2015/10/01 22:34

Интересно будет продолжение статьи почитать!

Только авторизованные участники могут оставлять комментарии.