Дисциплина внимания

Управление вниманием

В данном контексте внимание — одно из фундаментальных понятий магии, и относится не только к тому, что подразумевается под этим словом в обычной жизни.

Способность управлять работой своего внимания, владение им — ключик ко всем магическим практикам, а также и к колдовским техникам.

Как правило, нормальное человеческое существо способно управлять своим вниманием в весьма небольших пределах, и в куда большей степени управляемо какими угодно внешними и внутренними процессами, завладевающими его персональным вниманием. То есть можно со всей определенностью утверждать, что не САМ человек владеет своим вниманием, а внимание владеет человеком… следовательно тот, кто в состоянии манипулировать чужим вниманием — приобретает над ним власть.

Это свойство нещадно эксплуатируется как в процессе простого социального программирования, так и собственно формирования человеческого существа в том виде, как оно выглядит с позиции оккультной антропологии.

Вечно что-либо завладевает вниманием, привлекает (или отвлекает) внимание, обращает на себя внимание — это нечто, происходящее независимо от воли, независимо от индивидуального намерения существа (подчиняясь чужому намерению) — оно фактически и оказывается хозяином положения. Однако чтобы иметь более устойчивую опору для восприятия, требуется самому иметь возможность направлять свое внимание по своему усмотрению, не вестись «обстоятельствами», которые норовят втянуть людей в навязываемую им деятельность. Способность владеть своим вниманием делает выполнимым тот же сталкинг, и это единственный путь к достижению снови́дения (осознанного сновидения).

Для достижения власти над собственным вниманием существует немалое количество различных практик, как то всевозможные медитации, сосредоточения, «концентрации внимания», хотя не всегда в таких практиках провозглашается главная задача подобной деятельности… Порой даже провозглашаются совершенно иные цели, например «достижение чего-либо Важного». Иногда это просто хитрая уловка такая, чтобы клиент мог двигаться к истинной цели без привязки к результату, ориентируясь на какую-либо более привлекательную на данный момент цель. Так что частенько озадачивают учеников какими-либо практиками на владение вниманием, мотивируя их чем-то совершенно другим.

Однако теперь, поскольку карты уже раскрыты, можно предложить несколько приемов, не называя их ни Медитацией, ни чем-либо еще — пусть это будет называться практиками по Дисциплине Внимания.

Это наиболее известная группа приемов, не требующая особых пояснений. Сводятся они к тому, что ставится, и главное — выполняется задача полностью сосредоточить свое внимание на чем-нибудь одном. Причем сосредоточение должно быть действительно полным, так чтобы происходящее вокруг оставалось за пределами внимания, чтобы ничего извне не могло отвлечь. Правда, обычно в таких случаях советуют искусственно оградить себя от внешних воздействий «чтобы ничего не отвлекало»… можно поначалу поступать и так, но где тут владение вниманием, если что-то способно «отвлечь»? Вот это, пожалуй основное отличие от широко известных техник на эту тему.

Еще пояснение. В принципе можно проделывать весьма четкую концентрацию, вовсе не добиваясь поставленной цели, например зачитаться Интересной Книгой так, что «перестает существовать все окружающее». В этом случае наблюдается как раз то самое явление захвата вашего внимания этой книгой (фильмом, музыкой, чем угодно), а не осознанная концентрация на выбранном объекте.

Рассредоточение внимания обычно поминается в негативном смысле, мол «человек рассеянный с улицы Бассейной»… оно и понятно — обычное человеческое существо не обладает необходимым запасом персональной силы, чтобы эффективно удерживать в «поле своего внимания» достаточно широкие «пространства», множество объектов. Но это не только возможно, но и дает определенные преимущества по жизни, например на сеансах фокусников видишь не то, что он показывает, манипулируя вниманием зрителей, а то, что происходит на самом деле…

Начинать тренировку рассредоточенного внимания можно с достаточно небольших «площадей», и для начала можно ограничиться например только визуальной информацией.

Вообще, управление вниманием подразумевает все «входные каналы» — аудио, видео, тактильные, вкусовые, обонятельные ощущения и… ВНИМАНИЕ! Чувства и эмоции! Это тоже «входные каналы», только людьми они эксплуатируются не по своему назначению.

Однако визуальный канал по количеству проходящего через него «потока» у людей находится на первом месте, потому проще начинать именно с него.

Итак, займемся неделанием смотрения телевизора… В этом случае распределим свое внимание на ВСЮ поверхность экрана, а не на те детали, куда внимание стремится сфокусироваться. А оно стремится увлечься туда, куда задумал режиссер, компонуя тот или иной кадр. Вот тут начинается работа — требуется не только фиксировать моменты, вызвавшие сосредоточение внимания на элементах картинки, но улавливать причины, вызвавшие срыв рассредоточения. В процессе такого рода неделания, помимо прочего обнаруживается масса интересного, например часто попадающиеся в фильмах «ляпы» вроде телевизионных антенн на избах «дореволюционных» крестьян, или следы колес на песке перед одиноко мчащимся на верблюде визирем древних времен. Такие находки и будут результатом того, что внимание было удержано от «ведения», и было достаточно рассредоточенным чтобы заметить неполадки на краях кадра, вне его «главной области». Собственно эти несоответствия и привлекли на себя внимание, но это было возможно лишь благодаря тому, что внимание было рассредоточено.

Еще весьма может быть полезно рассматривание «Магических трехмерных изображений» (например выполненных в технике S.I.R.D.S.) — там тоже требуется умение распределить внимание по всей площади рисунка.

Распределение внимания.

Освоив относительно небольшие участки, покрываемые рассредоточенным вниманием, следует переходить ко всему полю зрения. Дело в том, что обычно направление внимания совпадает с центральным полем зрения, от чего следует постепенно уходить… Периферическое зрение несет ничуть не меньше информации, но большей частью она проходит мимо внимания. Следовательно требуется научиться направлять внимание на периферические участки того, что «показывают глазки» аналогично тому, как полем внимания был накрыт весь экран телевизора, а не только «действующая» его часть. Для этого, разгуливая, например по улице, следует несколько расфокусировать взгляд, направив его вперед в бесконечность, и ходить, избегая того, чтоб «кидать прямой взгляд» на отдельные элементы пейзажа. Тоже можно проделывать дома, сидя за обеденным столом, ведь все предметы на столе попадают в поле зрения, так что в общем-то нет необходимости направлять прямой взгляд на вилку, прежде чем ее взять рукой. Этот позыв прежде всего связан с тем, что выработалась привычка совмещать направление внимания с направлением взгляда, в действительности же, можно направлять внимание на любой участок поля зрения, не направляя туда взгляд.

Аналогично можно отсматривать публику в общественном транспорте — не направляя взгляда ни на что конкретно — видеть всех сразу… и тут начинается второй этап распределения внимания! Требуется выбрать два или более объекта в поле зрения и распределить внимание между ними таким образом, чтобы не переводя взгляда с места на место продолжать воспринимать их перемещения. На этом этапе обнаружатся интересные наблюдения — оказывается, что если что-то происходит в одном углу картины, а что-то похожее в другом, то эти события происходят одновременно. Например один почесал репу, а другой одновременно поковырял пальцем в носу. Подобные явления распределенным вниманием довольно забавно наблюдать в концертном зале, на спортивных трибунах и в прочих местах массового скопления людей.

Тренировки распределения внимания уже включают в себя способность направлять его в желаемую сторону, а также уводить его с направления, в котором оно тем или иным образом спонтанно захватывается. Эту способность можно совершенствовать, используя приемы распределенного внимания, например смотря телевизор с включенным звуком, слушать тут же включенное радио. То есть получается уже более расширенный вариант только что описанной техники, уже с привлечением к делу остальных органов чувств. По большому счету требуется умение одновременного мониторинга нескольких точек вовне и в себе, по нескольким каналам восприятия одновременно.

Смысл данного мероприятия состоит в том, чтобы в повседневной жизни уметь отслеживать моменты, когда что-либо тянет ваше внимание на себя, и не просто отслеживать, а умудряться «делать паузу» между моментом прихода отвлекающего «сигнала» и моментом, теперь уже осознаваемого направления или не направления своего внимания в сторону источника этого сигнала. Например БАБАХ! — что-то грохнуло… если внимание успело направиться в сторону этого «бабах» прежде чем этот «призыв» был осознан, то происходит какая-либо «инстинктивная реакция» — вздрогнул, подпрыгнул, побежал, упал-спрятался. Если мониторинг сработал, то реакция будет не инстинктивной, а уже более осмысленной потому что за короткое мгновение «паузы» сигнал уже успевает быть распознанным, и вместо наскочившей паники включится нечто более конструктивное.

Грубо говоря, в современной жизни постоянно встречается набор специфических раздражителей, захватывающих внимание прежде, чем успевает сработать соображалка. К ним относятся такие вещи, как сигналы точного времени, телефонные гудки, звонки, звуки сработавшей сигнализации. В принципе они и призваны завладеть вниманием, но если сам владеешь своим вниманием — подобные сигналы не должны брутально захватывать на себя все, имеющееся в распоряжении внимание. Короче — следует научиться «не подскакивать» от этих звуков, и не дергаться к телефону, если знакомый звук телефонного звонка раздался не со стороны домашнего телефона, а, например из телевизора или радиоприемника. Все эти явления вполне пригодны для оттачивания своего владения собственным вниманием.


Владимир Гужов
Только авторизованные участники могут оставлять комментарии.