Пробуждение Ведьмы

Немного по-женски на тему перепроживания, перепросмотра — одной из базовых практик магизма-колдунизма… и пролетарского интермеганагвализма :)

«Для женщин есть женщины и мужчины — и не существует людей!» А.Ксендзюк

Мужчины любят над нами подшучивать. Действительно: женщины консервативны — ну, это, допустим, в силу биологической детерминации; они склонны драматизировать свою личную историю и весьма неохотно с ней расстаются, равно как и вообще со многими, далеко не всегда полезными, но тщательно взлелеянными чертами собственной личности. Однако основная причина этого лежит на поверхности: общая неистребимая маскулинность культуры вроде бы ненавязчиво, а в самом деле основательно на нас давит, и, инстинктивно защищаясь, мы придаем преувеличенное значение себе и всему, что с нами происходит. Успех в работе, ежели он есть, превращается в фетиш; появление возлюбленного — целая веха в биографии, а его же уход — «конец прекрасной эпохи»…

Никто не говорит, что это лишнее! Пусть оно будет себе на здоровье, как говорят мои сограждане, — и работа, и любовь, и разнообразные желания, от которых отказываться вовсе не обязательно, и все прочее, что наполняет жизнь. Но до чего нам мешает этот неизбежный шлейф из оценок, мнений, гипертрофированно эмоциональных воспоминаний, назойливых мыслей, продуктов рефлексии… Эдакое внутреннее бормотание: «Хочу, должна, надо, не буду. Это жутко, это жалко. Как было хорошо, как было ужасно.» Трудно поймать ящерку, которая может отбросить свой хвост, — а нас, к сожалению, достаточно легко поймать. И мы ловимся, да еще как!.. А когда осознаем, что нас поймали, судорожные попытки освободиться часто приводят к бестолковой суете, нервным срывам и более или менее экзотическим занятиям. «Ты не разделяешь мои интересы» — говорит он, — хоп, и готово! — и мы с болью в сердце устраиваемся рядом смотреть футбол — хорошо еще, если в рамках сталкинга… «Ты разделяешь мои интересы», — другая ловушка — и мы с радостью начинаем думать, что нам и вправду хочется сесть в лотос и непременно выйти из тела — или войти в сновидение. «Я должна быть именно такой». «Я не должна быть такой». И разумеется: «Он мой нагваль (гуру, психотерапевт, духовный лидер и т.п.) и как такового я его люблю (ненавижу).» Что заканчивается зачастую весьма тривиально. Об этом, разумеется, все знают, но оно тем не менее происходит, и все тут! Эзотерика (в широком смысле), магия и ведьмовство в этом смысле, естественно, на первом месте. В ход идет все: Кастанеда (многострадальный!), дзэн, реберсинг, психотренинги, кунфу, экстрасенсорная перцепция, астрология и др. Что характерно — без разбору: то ли и впрямь путь к развитию, то ли самообман, то ли способ забыть о явной несправедливости судьбы к себе, любимой…

Явление Флоринды Доннер, Тайши Абеляр и иже с ними — просто бальзам на душу для женского рода. Какая замечательная почва для чувства собственной важности! А заодно — для неконтролируемых сдвигов точки сборки. Попросту говоря, для нездоровых страстей. Кем мы только себя ни воображаем — от Лилит до Елены Рерих! Мир начинает расцветать и состоять из магов, воладоров, союзников, нагвалей, сочувствующих и простых смертных. И какая разница, в конце концов, было ли оно, это сновидение, оправдалось ли вещее предчувствие, получилось ли воздействовать на расстоянии? Главное — мы теперича ведьмы, и нам пальца в рот не клади. У-у, страшно!..

А теперь попробуем на эти вещи взглянуть трезво. (Предположим для верности, что нам удалось сохранить психическое здоровье.) Мы отождествляемся со всей этой шелухой — а ведь мы суть нечто иное. В противном случае просто незачем существовать. (Возможно, вам об этом иногда напоминает некое интуитивное чувство — после чего вы убегаете сами от себя, как черт от ладана. Оно и понятно.) Разве я и есть мое чувство собственной важности? мой гнев, обида и ущемленность? Мой страх смерти? — хотя это наитяжелейшая процентная масса в нашем существе. Разве я и есть моя память? мои переживания по поводу переживаний по поводу?.. Где я и что я? Погружаясь в прошлое и несбывшееся, тревожась о повседневном, мы с готовностью забываем о подлинном. О том, ЧТО мы есть. Странные перцептивные аберрации, которые нас, невзирая на забывчивость, время от времени посещают, вызывают страх и стремление поскорее от них спрятаться. Психологи называют подобные ощущения «кризисом самоидентификации», и полагают их шизоидным симптомом — не беспокойтесь, это не он! Напротив, хуже, если у вас никогда такого не было. Вам не случалось испытать своеобразное головокружение, когда вы смотрите в зеркало? И тихое эхо где-то в затылке: разве это я? И мы неосознанно хватаемся за привычные занятия, чтобы ушел страх и успокаивающая однозначная реальность встала на место. Аксиоматичным является то, что наша точка сборки куда подвижнее, чем у мужских особей. Проще говоря, мы легче впадаем в безумие той или иной степени тяжести. Это и хорошо, и не очень. И тут мы с вами вполне можем обогнать наших вечных конкурентов. Вопрос в том, как эту подвижность направить в нужное русло (а его еще надо как-то определить!), а потом вовремя остановиться. Они-то умеют! Собственно, это проблема контроля, фиксации и управления. Для нас, ведьм, она — главная. И вот тут самое время для перепросмотра. Это крайне существенная техника.

Рассмотрим ее более подробно. Мы очень ценим наше прошлое. Более того, кажется, что отними его — и ничего у нас (от нас) не останется. В глубине души мы уверены, что кроме эмоциональных переживаний, в нас нет ничего ценного — это как бы стержень нашего Я. Спорный вопрос, допустим. Опять же, все возвращается к тому, кто мы суть. А вот что будет, ежели ничего не останется, кроме прошлого и несбывшегося?.. Здесь, в частности, и теряется энергия, которую вы могли бы использовать в ваших магических целях. Вовсе нет необходимости в трудных попытках стереть события, как меловые буквы с доски, да и не получится. Опыт нужен, пускай он останется. Наша задача — максимально облегчить груз эмоций, его сопровождающих, — и позитивных, и негативных. Вот оно, самое трудное.

Попробуем начать так. Вспомните все, что считаете самым ценным на пути своей жизни: людей, слова, поступки, ситуации, чувства… Не особо концентрируйтесь на них — просто войдите в пещеру, где хранятся ваши сокровища. Пересыпьте камешки из ладони в ладонь — не правда ли, жаль их бросить? Взгляните на них еще раз, поблагодарите, попрощайтесь — и… «Как жаль, что я тогда не ответила по-другому!» — оставьте, пусть катится. «Было ужасно неловко, я до сих пор дрожу,» — вы уже давно не дрожите, зачем вам это? «Нам было так хорошо…» — что ж, спасибо! «Я так тебя любила.» — отпустите его с миром. «Я упустила отличную возможность!» — но ведь вы нашли другую? «Этот тип меня унизил!» — зато сейчас вас не достать! «Все могло быть иначе», — но теперь и вправду будет иначе. И так далее. Отбросьте «хвост» — вы и не представляете, насколько станет легче!

Не обязательно концентрироваться на каждом воспоминании — мы ведь любим и умеем в них забываться. (Так очистка письменного стола от ненужных бумаг может запросто закончиться тем, что вы откопаете забытый черновик и сядете поудобнее — перечитать…) Если вам захочется расплакаться — тоже не беда. Просто зачерпните пригоршню камешков и пристально взгляните на них. Это своего рода состояние транса. Вот и все. Глубокий вдох-выдох… А теперь скажите себе: «Все закончилось. Этого больше не существует.» Конечно, важно, чтобы вы не просто сказали, а ПОЧУВСТВОВАЛИ там, где мы чувствуем всё — где-то в солнечном сплетении и ниже: вот сейчас, в этот момент действительно ВСЁ ЗАКОНЧИЛОСЬ. Это дивное, неповторимое ощущение, и если вы его испытаете, то сразу поймете, что это — оно. Затихает боль и страх, уходит невнятная тревога и беспричинное возбуждение, страдания и эйфория, депрессия и гнев, метания и изматывающая тоска. Смыслы, ожидания, значения и всякие прочие стереотипы психического бытия перестают подкармливать наш внутренний зоопарк и окружающую среду, после чего те, наконец, оставляют нас в покое. Все закончилось — в том числе и ваша драгоценная личность. Попробуйте ОКОНЧАТЕЛЬНО обидеться на мир, который вас не любит. Останьтесь с ним один на один, без единого щита из вашего ежедневного набора. Представьте себе, что на вас нахлынуло все, чего вы боитесь, — в основном, страх, ненависть, беспомощность и одиночество. Попробуйте дойти до порога отчаяния — и мрачно улыбнуться по этому поводу… Вот оно, нужное слово! Мрачная спокойная удовлетворенность переполняет вас, и отрешенность становится вашей спутницей. Это ни в коем случае не апатия или что-нибудь в таком роде. Это просто СИМВОЛИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ. Вы умерли, и даже без цветов на холмике. Вас прежней больше нет. А на освободившемся месте можно спокойно строить что-то новое — ЧТО ВАМ УГОДНО. Энергии для строительства, равно для фиксации и контроля, у вас будет достаточно. В течение нескольких дней после символической смерти она будет приходить — сначала небольшими порциями, как начинает капать дождь, — затем все больше и больше. Сначала вы перестанете ее терять, позже начнете накапливать и в конце концов научитесь ею управлять. И тут уж распоряжайтесь как хотите! Но я почему-то думаю, что на этот раз вы распорядитесь ею разумно…

Надо только напомнить, что на пути воина (может, лучше сказать — ведьмы?) вам понадобится не только перепросмотр — но об этом в другой раз.

Опыт показывает, что не стоит одно такое занятие посвящать одному чувству или воспоминанию. Для нас лучше повторить всю последовательность дважды, трижды, четырежды — сколько понадобится. Помнится, я, в совместном результате логических размышлений и общепсихологической усталости, в это состояние впала и с совершенно остановившимся взглядом блуждала по своим «пещерам» в течение нескольких часов. (После чего очень естественно на несколько же часов уснуть мертвым сном.) Такие вещи действительно, случается, происходят из-за невыносимой более душевной усталости, когда сознание еще не согласно, но сущность уже понимает, что дальше так нельзя, что если ты будешь продолжать в том же духе, то с этого места не сойдешь уже во веки веков, аминь. Но все же лучше, если они происходят осознанно. Таким образом, не что иное, как наши собственные искаженные ценности (что, впрочем, касается не только женщин), мотивации наших поступков (ну-ка, вспомните, что подтолкнуло вас к какому бы то ни было пути?) и вполне понятный страх потерять свое Я, очень похожий на страх смерти, — они и держат нас в пределах исчерпавшей себя реальности. И очень тяжело, когда ее надежные стены рушатся насильно, — а ведь такое может произойти в любой момент…

Быть может, перепросмотр в вышеописанной форме показался вам слишком простым? Ну, так он вовсе не прост! Не говоря уже о том, что это только одна из необходимых вам техник. Нет ничего более способствующего «мрачной магии», чем символическая смерть. *(В одной из книг Кастанеда говорит о магах, избиравших мрачность как один из способов достижения безупречности.) И, пожалуй, нет ничего более драматичного (подчеркиваю — я не обсуждала здесь смерть физического тела, к которой мы тоже относимся специфически), ничего более напряженного, чем процесс расставания с тем, что мы привыкли считать своей личностью. Но шаг за шагом ее груз будет становиться легче. Да и чего не сделаешь, чтобы в конце концов за искаженными очертаниями проступил облик истинной реальности…

И какая же безупречность понадобится, чтобы это событие пережить!

Ольга Ксендзюк 31 Декабря 2000 (Воскресенье) 09:08:33