Ученик чародея
Не так страшен Кастанеда… как тот, кто прочел только его первые две книги.
Умер Карлос Кастанеда. Этот печальный факт отозвался в сердцах его почитателей не только болью, но и недоумением: он не мог, не должен был умереть вот так обыкновенно, у себя дома, от банального рака печени! Он мог «сгореть в огне изнутри», уехать в неизвестном направлении и не вернуться, просто исчезнуть без объяснения причин и остаться тайной, легендой… А он — умер! Об этом 18 июня сообщили информационные агентства. Уточнялось, правда, что произошло это еще… 27 апреля! Они там, в Калифорнии, «боялись ажиотажа»… Вот и думай тут!!!
Карлос Кастанеда — личность почти мифическая. Его первая книга была написана 30 лет назад и стала бестселлером. «Учение дона Хуана» завладело умами миллионов людей, занятых духовными исканиями. В начале этого года вышла десятая книга его своеобразной магической эпопеи. Сам же автор всегда был фигурой чрезвычайно загадочной и трудноуловимой. Он не позволял себя фотографировать, записывать на магнитофон и видео. Его биография полна противоречивых фактов и несовпадающих дат.
Тогда, 30 лет назад, учение дона Хуана было подано как никому не известный и совершенно особенный «путь знания индейцев яки». Кто-то поверил в него сразу и безоговорочно, кто-то так же безоговорочно провозгласил его не более чем талантливой мистификацией. А самые любознательные пустились на поиски доказательств существования подобных традиций за пределами Мексики.
Они довольно скоро обнаружились. Оказалось, что похожие представления и практики существуют у многих народов и давно известны ученым под сибирским названием «шаманизм». Сам Кастанеда в своих книгах величал дона Хуана магом, целителем, толтеком («человеком знания»), и вдруг в предпоследней, десятой книге, как будто только что отыскав подходящее слово, так прямо и говорит: «…он был моим учителем и в течение тринадцати лет пытался сделать доступным для меня мир знания шаманов, которые жили в Мексике в древние времена». А в последней, составленной из важнейших сообщений и афоризмов дона Хуана, изложенных Кастанедой в ранних книгах, он и вовсе слово «маг» везде заменил на «шаман».
А тем временем шаманизм уже изучается изнутри и снаружи, сами шаманы и их цивилизованные ученики пишут книги и ведут семинары. Классический труд Мирчи Элиаде «Шаманизм: архаические техники экстаза» пользуется большой популярностью совсем не у специалистов по истории религии!
Кто же думал, что какие-то индейцы с перьями в голове могут знать такие удивительные вещи! И с нами, бледнолицыми братьями, они вовсе не спешили делиться своими секретами, справедливо считая, что все равно ничего не поймем, или не поверим, или переиначим на свой лад!
Зато теперь по книгам Кастанеды во всем мире защищаются диссертации. Появились люди, называющие себя учениками Карлоса, а также и самого дона Хуана (от тех и других Карлос всегда активно открещивался). В то время как ортодоксы от науки делают себе имя, опровергая историю, рассказанную Кастанедой, либо сводя ее к известным определениям, «революционеры» с той же целью стремятся поведать о собственных успешных изысканиях в области шаманских практик a la Кастанеда.
Более того: сегодня уже есть авторы, передающие читателям учения магов-воинов, куда более популярные в мире, чем Кастанеда (дэн Миллмэн, например, и его «Путь мирного воина» да еще и в переложении для детей!). И еще интересней — дали о себе знать представители другой ветви толтекской традиции, сохранившейся… в Южной Африке!
А все началось с дипломной работы никому не известного студента 30 лет назад…
Книги Кастанеды не стоит считать его автобиографией. Волей своего писательского дара он стал литературным героем, причем даже не главным. Его персонажи — и удивительный дон Хуан, и не менее удивительные сподвижники его и сам «литературный» Кастанеда, —- только инструменты для передачи из глубины тысячелетий великого Учения Толтеков, людей знания.
Кастанеда называл это «полевой работой» студента-антрополога!
«…Эта книга стала результатом антропологической полевой работы, проведенной мною в тате Аризона и мексиканском штате Сонора. Во время подготовки дипломной работы на факультете антропологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе мне довелось познакомиться со старым шаманом, индейцем из племени яки из штата Сонора, Мексика. Его звали Хуан Матус», — так серьезно описывает Кастанеда в своей статье, посвященной 30-летию выхода в свет его первой книги, начало своей писательской деятельности.
«Если говорить о моих ощущениях в то время, когда я писал «Отдельную реальность» (вторая книга К.К.), то я могу правдиво утверждать, что считал себя счастливчиком, погруженным в антропологическую полевую работу, так что мои чувства и мысли были настолько далеки от мира шаманов древности, насколько это вообще возможно…»
Не беда, что читателей не слишком интересует антропология! Конец 60-х, «студенческая революция», расцвет движения хиппи — поиски новой реальности, вот что влечет молодежь. Вредный старикашка дон Хуан становится учителем масс. Жаль только, что первые уроки Кастанеды были связаны с приемом наркотиков, и именно описание странных и так пугавших самого Карлоса «глюков» особенно привлекло читателей его первых книг и навсегда подмочило Карлосову репутацию. Впрочем, дона Хуана это не заботило: «Позже, когда я спросил его, почему он уделял такое внимание этим явлениям, но не обращался к ним впоследствии, он невозмутимо признался, что в начале моего обучения погрузился в весь этот псевдошаманский вздор только ради меня…
— Не относись к этому так серьезно, — смеясь сказал он. — Занятия всей этой чепухой всегда развлекали меня, а с тобой было еще веселее, так как я знал, что делаю это для твоей же пользы… Я обманывал тебя, удерживая твое внимание теми предметами твоего мира, которые вызывали у тебя глубокий интерес,- и ты проглатывал все целиком: и наживку, и леску, и поплавок.»
Увы, как сам Кастанеда, так и читатели его первых книг о хитростях дона Хуана еще не догадываются, а его непутевый ученик оказывается к тому же на удивление талантливым писателем — «глюки» проходят на «ура» и принимаются как руководство к действию. Кастанеда становится не только популярным, но и «подозрительным» автором, а чтение его книг до сих пор считается одним из симптомов наркомании.
Но не так страшен Кастанеда, как тот, кто прочел только его первые две книги. …«В конце концов я оказался в том поле, которое вообще не относилось к освоенным землям. В сущности, моя работа вышла за рамки и антропологии, и социологии, и философии».
Потому что дальше начинается поистине удивительное путешествие — путешествие по пути воинов.
«дон Хуан назвал путь воинов венцом славы шаманов древней Мексики…
— Неужели путь воинов так невероятно важен, дон Хуан? — однажды спросил его я.
— «Невероятно важен» — это просто слова. Путь воинов — это все. Это воплощение умственного и физического здоровья. Я не могу объяснить этого иначе…»
«Воин — прежде всего охотник. Он учитывает все. Это называется контролем. Но, закончив свои расчеты, он действует. Он отпускает поводья рассчитанного действия, и оно совершается как бы само собой. Это — отрешенность. Воин никогда не уподобляется листу, отданному на волю ветра. Никто не может сбить его с пути. Намерение воина непоколебимо, его суждения — окончательны, и никому не под силу заставить его поступать вопреки самому себе. Воин настроен на выживание, и он выживает, выбирая наиболее оптимальный образ действия». «Путь воина приводит человека в новую жизнь, и эта новая жизнь должна быть полностью новой. Он не может вносить в эту новую жизнь свои уродливые старые пути». «Мы делаем выбор только один раз. Мы выбираем быть воином или быть обычным человеком. другого выбора просто не существует. Не на этой земле.»
Все просто и понятно, но оказывается, для того, чтобы стать воином, надо научиться видеть мир совсем другими глазами!
«Маги линии дона Хуана различают «систему познания» современного человека и «систему познания» шаманов древней Мексики. дон Хуан считал, что эти две формы представляют собой два принципиально различных мира повседневной жизни. В какой-то момент цель моей работы без моего ведома сместилась от простого накопления антропологических данных к усвоению новых процессов познания мира шаманов».
Собственно говоря, все остальные книги Кастанеды рассказывают о том, как дон Хуан учил его новому взгляду на мир и новому способу жизни, а Карлос изо всех сил сопротивлялся. «У кого чего болит»… — и Кастанеда собственные страхи и потрясения, тупость и упертость, жутковатые «приколы» своих наставников описывает буквально с упоением, зато нелегкие победы, удивительные прозрения и удачные магические действия — с плохо скрываемым недоверием и недоумением. И хотя сам он утверждал, что после многолетних попыток сохранить границы своей личности неизменными, эти границы все-таки окончательно рухнули, а в свете намерений (и возможностей!) дона Хуана борьба за их сбережение была просто бессмысленным действием, похоже, он так и не смог преодолеть в себе «логичность и здравомыслие человека, изучающего общественные науки».
К сожалению, учение дона Хуана достаточно сложно изложить коротко, пользуясь только книгами Кастанеды. Поэтому есть смысл заглянуть в книгу Теуна Мареза (представителя другой, африканской, ветви «людей знания») — «Учение Толтеков», где вполне систематически излагается то, от чего Карлос во времена своего ученичества регулярно впадал в панику.
Истины Осознания
- Вселенная состоит из бесконечного числа энергетических полей, напоминающих нити света.
- Эти нитеподобные энергетические поля исходят от источника невообразимой протяженности, метафорически именуемого Орлом. По этой причине энергетические поля называют Эманациями Орла.
- Человеческие существа тоже состоят из бесконечного числа таких нитеподобных энергетических полей, которые проявляются в форме большого светящегося яйца. Размеры этого яйца по вертикали равны высоте человеческого тела с вытянутыми над головой руками, а по горизонтали оно распространяется на ширину рук, расставленных в стороны. Это яйцо называют коконом человека.
- В любой момент времени лишь небольшая часть энергетических полей внутри кокона освещена расположенной на его поверхности ярко сияющей точкой света.
- Восприятие происходит, когда энергетические поля, освещенные этой точкой света, распространяют свое свечение на соответствующие энергетические поля вне кокона. Эта точка света называется точкой, где собирается восприятие, или, сокращенно, точкой сборки.
- Точку сборки можно сместить в любое другое положение на поверхности кокона и даже внутри него. Поскольку точка сборки освещает любые энергетические поля, с которыми приходит во взаимодействие, новые энергетические поля, освещаемые в результате такого смещения, определяют новое восприятие. Именно этот новый уровень восприятия называется видением.
- Когда точка сборки смещается достаточно далеко, человек воспринимает совершенно новый мир, настолько же реальный, как и мир обычного восприятия.
- Во всей вселенной существует таинственная сила, именуемая намерением. Эта сила обеспечивает восприятие, так как именно намерение, во -первых, настраивает энергетические поля, и во-вторых, является причиной осознания этой настройки.
- цель воинов заключается в переживании всех возможных восприятий, доступных человеку. Это называется Полным Осознанием, и оно приводит к иному способу смерти.
Таким представляют мир Толтеки. Таким должен был узнать, увидеть, понять — и полюбить его — ученик чародея Карлос Кастанеда.
Так кем же он был, этот Карлос Кастанеда? Ученым-антропологом? Писателем? Магом и Учителем? А может быть просто мистификатором?
Несмотря на степень доктора антропологии, ученым в обычном смысле он так и не стал. Увы, современные научные подходы к магии неприменимы.
Но и мистификатором Кастанеда, судя по всему, тоже не был. Сегодня есть достаточно много авторитетных источников, готовых подписаться под его утверждением, что «по словам дона Хуана, задача моего ознакомления с «системой познания» шаманов древней Мексики решалась традиционным способом — это значит, что все, что он делал со мной, в течении долгих эпох приходилось испытать каждому ученику шамана». Так что это другим теперь придется доказывать, что свой шаманский (или какой-нибудь еще) взгляд на мир они не списали у Кастанеды.
Писатель из него получился. И даже, пожалуй, великий писатель! Такую волну в последние десятилетия вызвал разве что дж. Р. Толкиен. Но если «толкиенисты» превращают свою жизнь в игру, то последователям учения дона Хуана на пути воинов не до игрушек. Впрочем, книги Кастанеды вызывают больше желания поговорить-поспорить о «высоких материях», чем действовать. Его страхи и неуверенность передаются читателю вместе с удивлением и восторгом. С другой стороны, «деятельные» фанаты Кастанеды выглядят обычно достаточно сумасшедшими, их речь звучит странно и напичкана специфическими терминами (в этом они похожи на всех остальных фанатов), но достичь серьезных успехов «на пути воина» им едва ли удастся. А все потому, что — по определению самого Карлоса — они просто переполнены чувством собственной важности. Об истинных же последователях учения дона Хуана мы едва ли что-либо узнаем: эти-то не склонны демонстрировать свои достижения.
Так что, хотя Кастанеда был и остается культовой фигурой, едва ли можно считать его Учителем. даже в интервью (к слову, как правило, малоинтересных), изредка появлявшихся в прессе, он обычно цитировал дона Хуана, будто испытывая недоверие к собственному опыту. В последние годы, правда, его группа проявила инициативу, организовав обучение «магическим пассам» («тенсегрити»)на специальных семинарах (то-то на них народ ломился!), и издав учебные пособия. Сам Карлос и три ученицы дона Хуана объединили четыре сугубо индивидуальных комплекса «магических пассов», вывели из него нечто среднее и предложили всем желающим как средство накопления и сохранения энергии и достижения некоторых необычных состояний сознания, описываемых Кастанедой в его книгах. Затея, надо сказать, весьма спорная: как бы ни были эти пассы действенны, смесь четырех лекарств от четырех болезней едва ли окажется полезной при лечении пятой, да и первых четырех тоже!
Стал ли сам Кастанеда настоящим шаманом? Он безусловно много знал и многое умел, его книги полны вполне ощутимой магии, но, кажется, он так и остался «учеником чародея». И его «неправильная», «немагическая» смерть — печальное тому подтверждение. Наш мир держит нас иногда слишком крепко!
©София АРСЕНЬЕВА.