Сентябрь

Слово сентябрь, или септемврий, — Византийское. Здесь называли его рюин и рюен, малоруссы — вересень, поляки — вржесенъ, чехи — заржи, словаки — груденъ, сорабы — назимский, карниольцы — кимовц, венды — деветник, лесеник и косаперск, кроаты — маломешняк, миходчак и рюян, иллирийцы — рюян. Народное название сентября — ревун.

Первая неделя сентября у народа известна под именем семенской, вторая — Михайловской, третья — никитской, четвертая — дмитриевской. В старой русской жизни сентябрь был седьмым месяцем, а когда год начали считать с Семена летопроводца, он был первым. С 1700 года он считается девятым.

Поговорки:

  • Батюшка сентябрь не любит баловать.
  • В сентябре держись крепче за кафтан.
  • Считай баба осень с сентября по шапкам да по лаптям.
  • Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь!
  • Хвалилися бабы да бабьим летом на Семен день, а того бабы не ведали, что на дворе сентябрь
  • Зажигай огонь с сентября в избе и на поле.
  • В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
  • В сентябре и лист на дереве не держится.
  • У мужика в сентябре только те и праздники, что новые новины.

1 сентября.

Именины — Август, Агап, Андрей, Каллистрат, Питирим, Тимофей, Фекла, Феофан.

Наблюдения. Поселяне степных мест наблюдают в это время течение ветра. Если дует ветер с юга, тогда они говорят: Пошли овсы наспех. — Батюшка юг пустил ветер на овес.

В Москве на этот день бывает народное гулянье под Донским монастырем; в Туле веселятся у Николы за Валом.

2 сентября.

Именины — Агафон, Аделина, Афинодор, Ахилл, Виктор, Гай, Дементий, Дометиан, Евстафий, Епафродит, Зоил, Изот, Лукий, Лиодор, Максим, Мемнон, Неофит, Никон, Нит, Ор, Орион, Пантелеймон, Парфен, Савин, Самуил, Сатурнин, Север, Сильван, Стратон, Тимофей, Хрисанф, Эрос.

3 сентября.

Именины — Авраамий, Агап, Александр, Аникий, Васса, Дорофей, Ефрем, Корнилий, Пист, Сабина, Фаддей, Феогний.

4 сентября.

Именины — Агафоник, Акиндин, Анфиса, Ариадна, Афанасий, Евлалия, Зенон, Изот, Ириний, Неофит, Ор, Роза, Розалия, Северьян, Феликс, Феодора, Феопрепий.

Поверье. В Тульской губернии поселяне выходят ночью осматривать снопы и караулить их от потехи лешего. Они уверены, что в эту ночь леший выходит на луга и гумны потешиться над соломкой. Потехи лешего заключаются в раскидывании снопов с одного гумна на другое или в развязывании их. Если хозяин караулит свое гумно, то будто леший тогда не смеет подойти к загороди. Поселяне, собираясь в ночную, надевают тулуп навыворот, голову обвязывают полотенцем, для обороны берут кочергу. Приходя на гумно, они кочергою обводят круг и садятся в него. С этими предосторожностями никакой леший не смеет подойти к полю и гумну.

5 сентября.

Именины — Евтихий, Елизавета, Ириний, Каллиник, Луп, Флорентий.

6 сентября.

Именины — Арсений, Георгий, Евтихий, Мартирий, Петр, Сира, Татион.

Наблюдения. Поселяне замечают в этот день: если поспела брусника, то и овес созрел.

Другие говорят, что на этот день льны лупятся. По их наблюдениям лен две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую семя летит.

В Сибири появляются с этого дня первые морозы. Об осенних морозах там говорят: морозы лупенские, покровские, екатерининские, михайловские.

7 сентября.

Именины — Варсис, Варфоломей, Евлогий, Епифан, Иван, Мина, Протоген, Регина, Ренат, Синклитикия, Тит.

8 сентября.

Именины — Адриан, Аттик, Наталия, Сисиний.

Овсяницы. С этого дня начинают косить овес. Поселяне в первый день покоса, скосивши пук овса, вяжут сноп, несут его с песнями на боярский двор или в свои избы. Сноп ставят в большой кут, под образа, в сутки.

Хозяин с своими работниками садится за стол. Здесь хозяйка начинает угощать их деженем — толокном, замешанным на кислом молоке или на воде с медом, потом овсяными блинами. Гости, вставая из-за стола, благодарят хозяев: «За сладкий деженъ и за сытые блины, спасибо, хозяин с хозяюшкой!» В старину угощение на боярском дворе за овсяный сноп состояло мужикам из деженя и браги, а бабам из грешневой каши. Во все время овсяного покоса за паужиною — полдником поселяне лакомятся толокном.

В Москве на этот день бывает народное гулянье у Сретенского монастыря; в Туле веселятся у Георгия на Ржавцах.

9 сентября.

Именины — Анфиса, Кукша, Ливерий, Осия, Пимен, Савва.

10 сентября.

Именины — Агафон, Аммоний, Анатолий, Анна, Арсений, Афанасий, Геронтий, Григорий, Демид, Денис, Езекия, Ефим, Захар, Зенон, Иларион, Инесса, Иов, Иосиф, Ипатий, Иулитта, Карл, Касьян, Квинтилиан, Лаврентий, Леонтий, Лукьян, Логин, Макар, Мардарий, Мартирий, Меркурий, Моисей, Нестор, Павел, Панкрат, Пафнутий, Пимен, Пиор, Паисий, Руф, Савва, Сильван, Сисой, Софрон, Тит, Федор, Феодосии, Феофил.

Скирдницы. С этого дня степные поселяне начинают убирать сжатый хлеб в скирды. Там из 13 снопов складываются прежде на поле хрестцы, из хрестцов делают одонья и копны, из копен и одоней уже убирают скирды. В северных губерниях вместо хрестцов делают суслоны, из озимого хлеба в 13, из ярового в 6 снопов. В других местах вместо скирдов делают городки. Эти городки складываются в три больших стены, а четвертая вполовину; или треугольником в три стены, или длинною полосою с углами. Число снопов в одоньях и копнах соразмеряется местными обычаями.

11 сентября.

Именины — Анастасий, Иван.

Наблюдения. В Тульской губернии поселяне наблюдают полет птиц. Если журавли летят на Киев, к югу, тогда говорят: Скоро наступят холода. Вообще, все наблюдения о птицах они сохранили в поговорках: Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю. — Лебедь несет на носу снег. — Ласточка день начинает, а соловей вечер оканчивает. — Сколько раз бухало (филин) будет бухать, по столько кадей хлеба будет молотить с овина. — Одна ласточка весны не делает. — Петух не человек, а свое все скажет и баб научит. — Чай, примечай, куда чайки летят. — Прилетела бы чайка, а то будет весна. — Видна птица, что журавль, коли летит на юг. — У журавля та и дорога, что на теплые воды лететь.

12 сентября.

Именины — Александр, Аникий, Арсений, Афанасий, Гавриил, Григорий, Даниил, Денис, Евлалий, Евстафий, Ефрем, Иван, Игнатий, Корнилий, Леонид, Макар, Никодим, Павел, Савва, Спиридон, Фантин, Федор, Ферапонт, Христофор, Яков, Януарий.

13 сентября.

Именины — Василиск, Геннадий, Диадох, Киприан.

Праздник — Священомученика Киприана, епископа Карфагенского и святого Геннадия

14 сентября.

Именины — Аифал, Аммоний, Ангел, Гермоген, Еванфия, Евод, Иисус, Каллиста, Марфа, Мелетий, Семен.

Обычаи. Первое сентября (по старому стилю) в замосковных селениях называется бабьим летом. Там говорят: «Бабье лето восемь дней». Это лето известно у чехов, сербов, малоруссов и поляков. Малоруссы справляют свое 6абыно лето. У чехов бабье лето слывет под именем паутинного, и от чего даже произошла у них поговорка: «Бабье лето летает (babj leto Ijta)». У карпато-руссов есть предание, что бабин мороз заморозил на Полониных горах (Альпийских) бабу-чародейку. Бабье лето в других местах начинается с 8 сентября. В Саратовской и Пензенской губерниях этот день называется пасиковым. Там в это время убирают улья. В Ярославской и Вологодской губерниях тот же день называется луковым, днем. Там в это время вырывают с гряд лук и чеснок. В Рязанской губернии он слывет Аспосовылл днем. Там говоряг: «Бабье лето по Аспосов день».

По погоде бабьего дня судят поселяне об осени.

В Тульской губернии замечают: если первый день бабьего лета будет ясным, то вся осень выйдет теплая и ведряная.

В Костромской губернии есть свои приметы. Там, если на бабье лето луга будут опутаны тенетником, гуси гуляют стадами, скворцы не летят, то осень будет протяжною и ведряною.

В московских окрестностях по вечерней заре также замечают о теплой осени.

В Московской и Тульской губерниях поселяне под Семен день тушат огонь, кроме тепла лампадного. Едва только начнет заниматься утренняя заря, вздувают новый огонь. В старину новый огонь добывали из сухого дерева. Старики и старухи садились середи двора и терли сухое дерево об дерево. Молодая невестка или девица, или сын зажигали спицею новый огонь. Этим огнем топили печи в избах и банях, на засидках зажигали свечи и лучину.

В селах с Семена дня зачинались бабьи работы. Дневная работа начиналась с пеньки и льна. С раннего утра мнут и треплют пеньку, лен моют в воде и стелят по лугам. На этот же день затыкают красна. Вечером садятся за пряслицы и веретены.

В селах с бабьего лета начинаются осенние хороводы.

В городах на Семен день отправляются игры, хороводы и обряды. В Туле и Серпухове девушки хоронят мух и тараканов. Серпуховские девушки хоронят мух в морковных и свекловичных гробах. В это время выходят женихи смотреть невест.

Тульские девушки хоронят мух в садах в репных гробах, а тараканов в щепках. Это поверье основано на том, что будто от такого погребения погибают мухи и тараканы. Матушки, приглашая красных девушек, родных и соседних, позабавиться со своими детками, приказывали чрез своих зватых объявить гостям: «У нас, де, пироги напечены и мед наварен». В старину богатые посадские люди ставили у ворот ушаты с брагой и пивом. Хороводники подходили к воротам, где хозяева угощали их.

С 19 июля (1 августа по-старому) начинаются у рабочих засидки, или Семенинские вечера. На этих засидках зажигаются свечи, хозяева угощают рабочих, и весь вечер проводится в песнях.

В Киеве об этих засидках говорят: «Женить Семена».

Семен день, бывший прежде первым днем нового года, отправлялся на Руси со всеми весельями.

Московское празднество преимуществовало перед всеми. Москвичи, собрав у себя гостей, проводили с ними встречный вечер до петухов. Эти вечера бывали семейные: молодые и старые сходились на Семенины посиделки к старшему в роде, с тишиною и скромностью встречать новое лето.

С посиделок отправлялись к заутрени в церковь Симеона Столпника.

В полночь ударяла в Кремле вестовая пушка, гудел колокол на Иване Великом и городские ворота растворялись настежь. Так новый год возвещался на Руси. С рассветом дня москвичи спешили в Кремль, где патриарх и царь встречали новый год в Успенском соборе./…/

С Семенина дня начинались запашки, особенное празднество поселян при опахивании полей. Для этого пиршества на мирскую складчину варилась брага, пекли пироги, убивался баран.

В Костромской губернии говорят: «На Семен день до обеда паши, а после обеда пахаря и вальком погоняй.

В Тверской и Новгородской губерниях говорят: «На Семен день с головней на постатъ (пахотная полоса земли) ходи».

Костромичи говорят: «На Семен день семена выплывают долой из колосьев».

Наши предки на Семен день перебирались в новые дома. Для сего сзывали родных и почетных гостей. На такое новоселье хаживал сзывать гостей сам хозяин. Первыми гостями считались тесть с тещей, сваты, дяди и кумовья. Гости наперед присылали на новоселье хлеб-соль, по усердию и состоянию. Тесть присылал коня любимому зятю, а теща — корову для внучат. Коня встречал зять у ворот с поклонами и почетами из полы, у крыльца кормил ячменем и пшеницей из рукавицы, а в конюшне поил сытой медовой чрез серебро, из ковша. Корову провожала сама теща до зятина двора. Хозяин с хозяйкой встречали корову на дворе с поклонами и ласковым словом, у крыльца кормили хлебом и с радостью провожали все свою буренушку до сарая. Кум с кумой приносили на новоселье мыло и полотенце. Встреча им была в сенях, где угощали чаркою вина. Сваты приносили домашнюю птицу и новых переселенцев кормили на дворе овсом и гречихою. Все званые сходились праздновать новоселье к обеду, и пиршество оканчивалось вечером, с большими проводами гостей.

Перейдем теперь к тайной стороне новоселья, раскроем поверье наших отцов и их заботу с новым домом. Дом готов, все отделано, все припасено, все убрано; но не сделано важного, не исполнено нужного. Это важное, это нужное не продается, не покупается. О нем все старшие в доме со страхом вспоминают. А без этого нужного как перейти в новый дом? Как будет жить? Давно ли были приметы у соседей, что в новом доме пропадало и счастье, и богатство, и веселье? Если вы знаете заветные тайны наших отцов, вы уже догадались, что в новый дом нельзя перейти без домового дедушки. Он в старом доме берег все хозяйское добро, холил домашний скот, радел и заботился о дворе пуще хозяйского глаза. И его ли оставить, бросить на старом пепелище? Может быть, на новом дворе заведется лихой и грозный домовой? И вот хозяева решаются перевесть с собою и домового дедушку. Свекровь, или бабка, или старшая нянька отправляет со старого пепелища молодую хозяйку, а сама топит печь в последний раз. Весь жар выгребает она из печи в печурку и дожидается полдня. У ней уже заранее приготовлен горшок со скатертью. Ровно в полдень, по солнцу, свекровь кладет в горшок горячие уголья и накрывает его скатертью. Потом растворяет двери и, обращаясь к заднему кугу, говорит: «Милости просим., дедушка, к нам на новое жилье». После сего отправляется из старого пепелища на новый двор. Здесь хозяин с хозяйкой у растворенных ворот ожидают уже дедушку с хлебом-солью. Подходя к воротам, свекровь стучится в верею и спрашивает: рады ли хозяева гостям? Ей отвечают молодые хозяева с низкими поклонами: «Милости просим, дедушка, к нам на новое место». Свекровь идет в новые покои; впереди несет хозяин хлеб-соль; сзади провожает хозяйка. Входя в избу, свекровь ставит горшок на загнетку, берет скатерть и трясет ее по всем углам, как будто выпуская домового; потом высыпает все уголья в печурку. С восторгом и радостью садятся всею семьею за стол и едят хлеб-соль. Горшок разбивают и зарывают ночью под передний угол дома. Для предосторожности, чтобы злые люди не напустили на двор лихого домового, вешают в конюшню медвежью голову. Все это делается будто для того, чтобы лихой не вступал в борьбу с добрым за жилое и не обессилил бы его. /…/

В старину на Семен день бывали постриги и сажание на коня. Постриги совершались в одних семействах на каждом сыне, а в Других на одном первенце. Этот древний русский обычай ныне прекращается.

Простой народ совершает постриги на Семен день, а другие в именинный день. Для сего созывают родных, приглашают кума с кумой. После молебствия отец подает куму ножницы, а кум выстригает у крестника гуменцо. Выстриженные волосы кума передает матери. Волосы зашивали в ладонку. Кум и кума выводили своего крестника на двор, где отец ожидал их с конем, а мать расстилала для них ковер. Здесь кум на ковре передавал своего крестника отцу с ласковым словом, а отец, принимая своего сына с поклонами, сажал на коня. После сего кум водил коня по двору за узду, а отец придерживал сына. У крыльца отец снимал сына с коня и передавал его куму; кум отдавал его изполы своей куме с поклонами; кума с ласковым словом вручала его матери. Наконец отец с матерью одаривали кума с кумой, а они крестника. Подарки кума почти всегда состояли из коня, а кума дарила подпоясъю и голицами. За обедом на голове крестника разламывали кум с кумой именинный пирог с пожеланием всякого богатства и счастья. Наши поселяне ранее семи лет не приступают к постригам. Первенца постригают кум с кумой, а всех других сыновей — отец с матерью, по прошествии трех лет, без всяких обрядов. Выстриженное гуменцо сохранялось до самой смерти. В старину на боярские постриги прихаживали крестьяне с челобитьем и подарками. Челобитчиков угощали вином и именинным пирогом.

В Новгородской губернии, в селениях около Валдая, есть поверие, что на Семен день рыба угорь утренней зарей выходит из воды и прогуливается лугом на три версты по росе. Эта рыба будто тогда смывает с себя все болести.

Наши поселяне считают угоря в числе непозволенных яств. Одна только крайность заставляет мужика покуситься на эту рыбу, но и то с условием: обойди наперед семь городов, и если не сыщешь никакой яствы, тогда можно есть уторя, не касаясь головы и хвоста. Они считают его за водяного змея, хитрого и злобного, но за какие-то грехи лишенного жалить людей и зверей. При всем том колдуны употребляют его в своих кудесах, когда нужно знать о пропаже. Тогда они кладут уторя на горячие уголья и по прыжкам и движениям гадают, где скрыта пропажа.

15 сентября.

Именины — Альфред, Демид, Евтихиан, Евтихий, Леонид, Мамант, Руфина, Федор, Федот, Филадельф, Филипп, Юлиан.

16 сентября.

Именины — Аникий, Анфим, Аристион, Василиса, Виталиан, Горгоний, Домна, Дорофей, Ефим, Зенон, Иван, Индис, Константин, Мардоний, Мигдоний, Петр, Феоктист, Феофил, Фива, Харитон.

17 сентября.

Именины — Аммоний, Афанасий, Навила, Донат, Евтихия, Епполоний, Ермиония, Иосаф, Кион, Моисей, Прилидиан, Урван, Федор, Феодул, Юлиан.

18 сентября.

Именины — Авдей, Вевея, Глеб, Давид, Денис, Еввентий, Елизавета, Захар, Ираида, Максим, Медимн, Раиса, Сарвил, Урван, Федор, Фивея, Фифаил.

Праздник — Чудо Архистратига Михаила

19 сентября.

Именины — Авив, Амалия, Андрей, Архипп, Давид, Зенон, Кириак, Кирилл, Макар, Михаил, Ромил, Фауст, Фекла, Феоктист.

20 сентября.

Именины — Евод, Евпсихий, Евтихий, Иван, Лука, Макар, Онисифор, Савва, Серапион, Созон.

21 сентября.

Праздник — Рождество Богородицы

Аспосов день.

На Аспосов день наш народ встречает осенины, играми и песнями. Рано утром женщины выходят к берегам рек, озер и прудов встречать матушку осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг нее поют песни. После сего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.

В Тульской губернии к новобрачным сходились все родные и знакомые. Таких гостей позыватый приглашал навестить молодых, посмотреть на их житье-бытье и поучить их уму-разуму. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все свое хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка.

22 сентября.

Именины — Анна, Афанасий, Иосиф, Марин, Никита, Руф, Руфиниан, Север, Северьян, Стратоник, Стратор, Феодосии, Феофан, Харитон.

23 сентября.

Именины — Андрей, Апеллий, Каллиник, Касьян, Климент, Лукий, Минодора, Митродора, Нимфодора, Павел, Петр, Пульхерия.

24 сентября.

Именины — Герман, Демид, Дидим, Димитриан, Диодор, Дмитрий, Еванфия, Ефросин, Зенон, Исидор, Ия, Лев, Роман, Сергей, Феодора.

25 сентября.

Именины — Автоном, Альберт, Афанасий, Вассиан, Даниил, Македон, Никодим, Семен, Татион, Федор, Феодул, Юлиан.

Приметы — В селениях Московской губернии есть поверие, что змеи с этого дня перебираются из полей в леса и уходят в землю.

26 сентября.

Именины — Валериан, Гордиан, Ерофей, Изот, Илья, Корнилий, Кронид, Леонтий, Лукьян, Макровий, Петр, Селевкий, Серапион, Стратоник, Юлиан.

27 сентября.

Именины — Иван.

Праздник — Воздвижения Креста

Приметы и обычаи Поселяне Рязанской, Тамбовской и Тульской губерний сохранили свои наблюдения в поговорках: Шуба за кафтаном тянется. — Гад и змея не движется, а хлеб с поля сдвинется. — Вздвиженские зазимки мужику не беда. — Смекай баба про капусту на Вздвиженьев день. — У доброго мужика на Вздвиженьев день и пирог с капустой.

С сего дня в городах начинаются девичьи вечеринки — капустницы. Это народное торжество, отправляемое горожанками, известно во многих местах.

В Алексине, уездном городе Тульской губернии, девушки в богатых уборах ходят с песнями из дома в дом рубить капусту. В домах, где приготовлена для гостей капуста, убирается особенный стол с закусками. За девицами является молодежь со своими гостинцами высматривать невест. Вечером по всему городу разыгрываются хороводы.

В Сибири на капустенские вечерки приглашались соседки. Там капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с капустой, как с праздником. Для добрых гостей варилось пиво, приготовлялся обед и ужин, где все торжество хозяйки составлял пирог хлебалъный. День оканчивался плясками и играми. Капустницы на Руси продолжались две недели.

28 сентября.

Именины — Акакий, Валериан, Виссарион, Герасим, Иван, Клементина, Леонид, Макар, Максим, Мария, Никита, Плакилла, Порфирий, Степан, Федот, Филофей.

Наблюдения. Гусиные промышленники и охотники празднуют сей день с особенными обрядами. В старину охотники хаживали по дворам с пшеницей в руках. Входя на двор, они стучали в притолоку и вызывали хозяина показать свою охоту. Хозяин встречал гостя на крыльце и уводил его на загородь, где содержались гуси. Здесь хозяин угощал гостя чаркою вина, а гость рассыпал гусям пшеницу. Такие посещения продолжались во весь день и оканчивались вечером пирушками. Друзья охотники дарили друг друга лучшими гусями. Гусь передавался из полы в полу, с особенными пожеланиями и проводами до ворот, где чарка с вином скрепляла будущие уверения в дружбе. Вечерние угощения происходили в доме богача охотника. Здесь круговые чащи с вином и медом стояли с самого утра на столе. Гость, входя в дом, после обыкновенных приветствий угощался из этой чаши вином или медом и клал на стол калач на новоселье гусям. После сбора всех гостей хозяин вносил в комнату пару гусей-бойцов на похвальбу своей охоты. Гуси-бойцы украшались красными лентами. Над головами этих красавцев все гости пили из круговой чаши вино или мед. Хозяин сбрызгивал гусей-бойцов медом. Нередко бывало, что ретивые охотники на веселой пирушке заводили споры и побоища. Поселяне сей день называют: гусепролет, гусара, репорезы. По их замечаниям, с этого дня дикие гуси улетают стаями на теплые моря. По крику гусей и полету они заключают о наступлении скорых холодов. Огородники начинают на этот день вырывать в полях репу. Тогда они говорят: «Уж видно мужику по репе, что подошли репорезы. — Не дремли баба на репорезов день».

Гусиные промышленники с этого дня начинают скупать по селам гусей. В селах бой гусей прежде начинался с 15 сентября. Когда наши бояре живали в деревнях, им подносили старики на челобитье гуся с гусыней от всего мира. Гусыню накрывали кумачной ширинкой, а на шею гуся надевали льняную плетенку в виде кольца. Челобитчиков бояре одаривали ширинками и угощали вином./…/

Наши поселяне сохранили странное поверье о гусях: будто они все лето живут под надзором водяного дедушки. Чтобы задобрить сего неумолимого дедушку, они ночью, под 28 сентября (15 по-старому), отрывают гусю голову и бросают туловище в воду. Водяной за такие поминки стережет гусей и никому не дает их в обиду. В противном случае он мучит гусей или изводит их. Оставшуюся голову относят на птичий двор из опасения, чтобы домовой по убыли не узнал о проделках мужика. Известное дело, что заботливый домовой ведет счет по головам. Есть голова налицо, он покоен; нет головы, мужик виноват.

Во многих городах на этот день бывают гулянья, а в селах ярмарки.

В Ярославле бывает гулянье на Никитской улице, в Москве близ Никитского монастыря.

Наши поселяне в старину приезжали с своими новинами на ярмарки, не то чтобы для продажи, а так запросто, чтобы допытаться: какие цены установятся на хлеб?

29 сентября.

Именины — Виктор, Дорофей, Еввиот, Ефимия, Киприан, Людмила, Мелитина, Прокопий, Ренат, Себастьяна, Сосфен.

30 сентября.

Именины — Агафоклия, Вера, Зенон, Илья, Лукия, Любовь, Мирон, Надежда, Нил, Патермуфий, Лелей, Софья, Том, Феодотия.