Май

Приметы, праздники, обряды месяца Май

Слово май, или маий — византийское. Здесь его называли травень, травный, чехи и словаки — кветень, или цветень, кроаты — розоцвет, розняк, велик травень, шебой, или швибанъ, сербы — рожелони, майский, карниольцы — велик травень, венды — майник, пятник, желтопушник, цветичнек, иллирийцы — швибан, швибаный.

Сначала май считался третьим пролетним месяцем, с XV века — девятый, с 1700 года — пятый.

С 1700 года, по счету, он приходится уже пятым.

Приметы — В мае добрые люди не женятся. — Рад бы жениться, да май не велит. — Кто в мае женится, тот будет век маяться. — Захотел ты. в мае добра. — Живи, веселись, да каково-то будет в мае. — Наш пономарь понадеялся на май, и без коровы стал. — Коли март сух, да мокор май, так будет каша и каравай. — Майская трава и голодного кормит. — Сей и холь яровое в мае, так будет зимой добро. — Понадеялся на май да на сладимой ветерок, вот тебе и хлебец. — Даром, что соловей птица малая, а знает когда май. — Захотел ты у мужика да в мае перепутья. — Ай, ай, осударъ май, тепел да холоден.

1 мая.

Именины — Авксентий, Акиндин, Антон, Виктор, Ефим, Зенон, Иван, Изот, Кесарь, Кузьма, Северьян, Феликс.

Посевы — Рачительные поселяне засевают на этот день морковь и свеклу. Пред посевом они выходят утром к обетным студенцам для смачивания семян и в надежде на будущий урожай бросают медные деньги на дно студенца. Другие считают более приличным смачивать семена речной водой в продолжение трех утренних зорей. В таком случае скрытность есть важное дело: иначе урожай будет худой. Завистливый глаз здесь много вредит.

2 мая.

Именины — Агафангел, Антонин, Георгий, Иван, Никифор, Трифон, Феона, Христофор.

Новины — Поселянки на этот день, отткавши свои холсты, выходят с обетным концом в поле, раскланиваются на все стороны и, обращаясь на восток, говорят: «Вот тебе, матушка-весна, новая новинка!» После сего расстилают конец холстины по лугу, кладут на него пирог и уходят домой с надеждою, что матушка-весна оденется в новину и за хлеб-соль уродит в изобилии лен и конопли.

3 мая.

Именины — Александр, Анастасий, Афанасий, Виола, Гавриил, Григорий, Закхей, Иосаф, Стахий, Федор, Феодора.

Оклликание родителей — По какому-то непонятному предчувствию наши поселяне догадываются, что их покойники в этот день скорбят о прежней своей жизни и желают повидаться с родными. Это предчувствие находит только на пожилых женщин и старух. Рано утром они выходят на могилы и с причитанием окликают родителей.

Вот два причитания:

«Родненькие наши батюшки! не надсажайте своего сердца ретивого, не рудите своего лица белого, не смежите очей горючей слезой. Али вам, родненьким, не стало хлеба-соли, недостало цветна платья? Али вам, родненьким, встосковалося по отцу с матеръей, по милым детушкам, по ласковым невестушкам? И вы, наши родненькие, встаньте, пробудитесь, поглядите на нас, на своих детушек, как мы горе мычем на сем белом свете. Без вас-то, наши родненькие, опустел высок терем, заглох широк двор; без вас-то, родимые, не цветно цветут в ироком поле цветы лазоревы, не красно растут дубы в дубровушках. Уж вы, наши родненькие, выгляньте на нас, сирот, из своих домков да потешьте словом ласковым».

«Родимые наши батюшки и матушки! Чем-то мы вас, родимых, прогневали, что нет от вас ни привету, ни радости, ни тоя прилуки родительской? Уж ты, солнце, солнце ясно е! Ты взойди, взойди с полуночи, ты освети светом радостным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не во тьме сидеть, не с бедой горевать, не с тоской вековать. Уж ты, месяц, месяц ясный! Ты взойди, взойди со вечера, ты освети светом радостным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не круить во тьме своего сердца ретивого, не скорбеть во тьме по свету белому, не проливать во тьме горючих слез по милым детушкам. Уж ты, ветер, ветер буйный! Ты возвей, возвей со полуночи, ты принеси весть радостну нашим покойничкам, что по них ли все родные в тоске сокрушилися, что по них ли все детушки изныли во кручинушке, что по них ли все невестушки с гореваньица надсадилися».

4 мая.

Именины — Акугион, Александр, Аполлос, Денис, Диоскор, Евтихий Исаакий, Кондратий, Максимиан, Моника, Прокл, Сократ, Соссий, Фауст, Федор, Филиппа, Яков, Януарий.

5 мая.

Именины — Виталий, Всеволод, Гавриил, Климент, Лука, Нафанаил Федор.

6 мая.

Именины — Александра, Анатолий, Афанасий, Бенедикта, Валерия, Георгий, Гликерий, Лазарь, Протолеон.

Наблюдения.

Наблюдательные поселяне говорят: «Егорий с теплом, а Никола с кормом. — Сей рассаду до Егорья, будет щей вдоволь. — Коли на Егоръев день мороз, то и под кустом овес. — Коли на Егоръев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кладушку. — Пришел бы на Егорий мороз, а то будет просо и овес. — Коли весенний Егорий с кормом, то Никола осенний будет с мостом. — Выгоняй скот на Юрьеву росу. — Егорий с водой, а Никола с травой. — На Руси два Егорья, холодный да голодный, а везде Божья благодать. — Что у волка в зубах, то Егорий дал. — Он сыт, как Юрьева гора, — говорят нерехонцы про богатого мужика. — Святый Юрий коров запасает, а Никола коней, — говорят белоруссы. — Егорий с полувозом, а Никола с целым возом. — В Чухломском и Холмогорском уездах говорят: В поле стадо сгонять и Егорья окликать».

Обряды — В день святого Георгия выгоняют скот на траву вербою, оставленной от Вербной недели. Рано утром служат молебны на студенцах, реках или лугах от всего мира, и после благословения от священника, провожают всею деревнею скотину в поле. Здесь угощают пастухов сытною мирскою яичницею, наделяют холстом и деньгами. На этом празднике пастухов веселятся все поселяне.

В Тульской губернии выходят на засеянные поля служить молебны с водосвящением, окропляют нивы святой водой. После сего мужчины и женщины катаются по полям в надежде быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса. В Курске на Юрьев день бывает ярмарка, где продают деревянные, глиняные коровки. В Муромском уезде бывали прежде крестные ходы вокруг пашен; а в других местах вокруг сел и всех полей. В Малоруссии 6 мая (23 апреля по старому стилю) бывает крестный ход на жито. Вятчане в память их предков хлыновцев, одержавших победу над чудью и вотяками, на Юрьев день из села Волкова приносили в Вятку образ святого Георгия вместе с железными стрелами.

На Юрьев день начинаются сельские гулянья.

В Шенкурске и Вольском округе разыгрываются вечерние хороводы. В Солигаличе и Буе выходят поселяне ночью петь песни, которые всегда оканчиваются припевами о сохранении стад. Смоленские жители выходят за город освежаться на горах и гуляют до поздней зари.

Между знахарками и колдуньями есть тайное предание, что ранняя юрьевская роса бывает чрезвычайно вредна для животных. Для этого самого они выходят на поле сбирать росу. Сбор росы производят напитыванием холстины в утренней росе. По их приметам, юрьевская роса сушит рогатый скот, у коров отнимает молоко, телят ослепляет. Стоит только этой холстиной покрыть рогатый скот, и тогда все беды польются на них рекой. Одно только может не вреить скотине, если поселяне выгоняют ее на Юрьев день вербой.

С Юрьева дня поселяне начинают производить все торговъи сделки, назначают сроки. Работники, по старому обычаю, нанима ются «с весеннего Юръя по Семен день или по Покров». Торговцы говорят: «Выставь к Юрьеву дню — доспею к Юрьеву дню». Для них этот день служит указанием событий: «А это было до Юрьева дня — кажись, случилось на Юрьев день»./…/

Благоговение к святому Георгию Победоносцу принадлежит всем христианам; но славянский мир более всех ознаменовал себя. Сербы на Юрьев день купаются до восхождения солнца и выгоняют скотину в поле вербою. Они говорят: «Нет лета без Юрьева дни». Сербиянки в своих песнях поют: «О, праздник святого Георгия, приди и найди меня замужем!»

Булгары на Юрьев день закалывают агнца без пролития крови на землю. Этою кровью они мажут у детей чело, ланиты и подбородок. Барашка зажаривают при собрании всех домашних и родных неженатых мужчин. После совершения молитвы священником начинается пиршество. Вечером все косточки барашка зарывают в землю. Жарение барашка совершают сербы, боснийцы и герцеговинцы. В Галиции отправляют на Юрьев день праздник пастухов с конскими ристаниями и песнями.

В старину у наших отцов было предание, что в Лукоморье есть люди, которые 26 ноября умирают, а 23 апреля оживают. Пред смертью будто они сносили свои товары в одно место, где зимою соседи могли их брать за известную цену, без всякого обмана. С бессовестными покупателями они рассчитывались весною, при своем оживлении. Это предание, известное еще Геродоту, вероятно, было занесено на Русь с востока.

7 мая.

Именины — Алексей, Валентин, Евсевий, Елизавета, Иннокентий, Леонтий, Лука, Логин, Неон, Николай, Пасикрат, Савва, Станислав.

8 мая.

Именины — Ида, Македон, Марк, Ника, Сильвестр.

Праздник — Апостола и евангелиста Марка

Приметы — Заботливые поселяне выходят утром в поле и смотрят: если птицы. летят на конопляное поле, то ожидают хорошего урожая конопли. В таком случае они бросают по двору конопляное семя для домашних и залетных птиц.

В замосковных селениях бывало прежде, что поселяне на этот день отправлялись ловить тенетами чижей. В Туле, на оружейной стороне, продолжается этот обычай и доселе. Он часто изменялся временем и появлением самой весны; но старики всегда были неизменны ему, несмотря ни на какую погоду.

9 мая.

Именины — Аникий, Василий, Глафира, Нестор, Степан, Феофил, Юст.

10 мая.

Именины — Георгий, Дасий, Евлогий, Иван, Семен, Степан.

11 мая.

Именины — Виталий, Евсевий, Ефрасий, Зенон, Квинтилиан, Керкира, Кирилл, Максим, Маммий, Марсалий, Неон, Сатурнил, Сосипатр, Фавстиан, Януарий, Ясон.

Приметы — Больных, страждущих весенними лихорадками, в Тульской губернии начинали поить с этого дня березовым соком. Пред этим временем всегда их купали в дождевой воде, а другие вытирали сбе- реженным мартовским снегом. День ясный и теплый всегда предвещал больным здоровье. В туманные и холодные дни никто не прибегал к этому средству. Суеверные старушки и здесь находили себе дело: с обетными ладонками выходили на перекрестки и дожида- лись попутного, теплого ветра с юга. По их понятию, ветер южный приносил с собою здоровье и поселялся в обетную ладонку, которую после надевали на больного. Уверенность в средстве и простая жизнь были лучшими целителями их болезней.

12 мая.

Именины — Антипатр, Арсений, Артемий, Василий, Диодор, Иван, Магн, Мемнон, Родопиан, Руф, Фавмасий, Федот, Феогний, Феостих, Филимон.

13 мая.

Именины — Василий, Донат, Ефрем, Игнатий, Климент, Максим, Никита, Яков.

Наблюдения — В замосковных селениях в этот день замечали: если вечером взойдут звезды и подует с юга теплый ветер, то оставались с полною уверенностью, что лето будет грозное и теплое, плодородие изобильное. Старики всегда ручаются за эту примету.

В Туле было предание, что на этот день никогда не должно выезжать в дальний путь, не искупавшись наперед в воде из мартовского снега. Старушки уверяли, что с этого дня будто в чужих сторонах начинают бродить тощие, заморенные, весенние болезни и что без мартовской воды будто заезжему нет от них спасения. По их понятиям, весенние болезни на зиму запираются в снежные горы, где сидят всю зиму до оттепелей. Когда солнце отогреет землю, растает снег, тогда весенние болезни разбегаются по белому свету и нападают на неосторожных. Один только мартовский снег будто спасает от их нападений.

Наши чадолюбивые старики с этого дня прекращали всякое сваовство. По их понятиям, наступающий май месяц очень невыгоден бывает для новобрачных. Всякое предложение о сватовстве считалось делом обидным и даже зазорным. Худая бы молва пронеслась о том семействе, когда прослышат соседи, что есть люди, помышляющие в это время о свадьбе. В старину строго держались этой приметы.

В селениях Рязанской губернии наблюдали в этот день восход солнца. Если оно восходило на чистом, ясном небе, то ожидали, что все лето будет ясное и ведреное.

14 мая.

Именины — Ват, Герасим, Еремей, Ефим, Игнатий, Макар, Пафнугий, Тамара.

Обряды — Майское гулянье заведено жителями в позднее время; наши поселяне не знают и не ведают об нем. Этот западный праздник переселился в наши загородные рощи и раскатывается только в экипажах со всеми заморскими причудами. Русские любят гулять пешком, без всяких затей, в кругу своего семейства. Московское майское гулянье отправляется в Сокольницкой роще, где прежде наши цари потешались охотами звериною и соколиною. Простой народ сокольницкое гулянье называет немецкими станами. Есть предание, что здесь когда-то были поселены заезжие немцы и что этот праздник выдумали они на помин своей земли.

В Петербурге первое майское гулянье отправляется в Екатерингофе и заведено с недавних времен. Наши старые школьные майские праздники перешли к нам из Польши и Литвы. Тамошние maiowki, reckreacie maiowe поселившись в прежней Киевской академии и оттуда распространились по духовным и светским училищам в XVIII столетии. В рекреационный день, т. е. первого мая, в Киеве выходили на гору Скавыку, при урочище Глубочица. Здесь ученики меньшего возраста забавлялись играми, студенты пели канты, разыгрывали комедии и произносили диалоги. Комедии для рекреационного дня сочиняли учителя поэзии, а диалоги писали учителя философии и риторики. Здесь был зародыш нашего театра. Наши поселяне с первой майской росы выходят на посевы. Тогда она говорят: «Подымай cemeвo», — лукошко с семенами. В старину они прихаживали в церковь, служивали молебны святому пророку Иеремии и потом выходили в посев. Вступая в поле, засевальщики молятся на все три стороны, кроме северной, бросают на каждую сторону по горсти жита с низкими поклонами, а потом уже засевают.

Приметы — Наблюдательные старики, по своим замечаниям, уверяют: если этот день будет погожий, то все время для хлебной уборки будет хорошее. При худой погоде говорят они: «Всю зиму будем маяться». А вспоминая об этом дне, они обыкновенно говорят: «Посев-то был на Иеремию запрягальника». Опытные наши поселяне иначе не севали хлеб, как при теплой погоде, клали обе руки на землю и замечали, что если земля тепла, то уже нет никакой опасности для посева. По их замечаниям, холодная земля сама сказывается, что она в глубине еще не оттаяла и что будущий рост легко уничтожится в самом зародыше. Знатоки уверяют, что это замечание никогда не обманывало наблюдателей. Посев с первого мая не везде принят поселянами. В Вологодской губернии начинают его с Юрьева дня; в других местах, костромичи и владимирцы, за три дня до пророка Иеремии. Двухнедельный посев есть общий в целой России. О нем говорят старики: «Сей неделю после Егоръя, да другую сей после Иеремии».

Поговорки — о посеве овса и другого ярового хлеба поселяне сохранили свои наблюдения в поговорках: «Раннее яровое сей, когда вода сольет, а позднее, когда цвет калины будет в кругу. — Лягушка квачет, овес скачет. — Когда на дороге грязь, тогда овес князь. — Овес сквозь лапоть прорастает. — Яровой хлеб сей с одышкой и поглядкой. — Рожь говорит: сей меня в золу, да в пору; а овес говорит: топчи меня в грязь, а я буду князь. — Сей овес хоть в воду, да в пору».

15 мая.

Именины — Афанасий, Борис, Глеб, Давид, Еспер, Зоя, Кириак, Михаил, Роман, Торкват, Феодул.

Приметы — Наши поселяне говорят, что с этого дня начинают петь соловьи. В Нерехте 15 (2) мая называют соловьиный день. Тульские оружейники в старину отправлялись в этот день на соловьиную охоту в Носильские и Курские леса с надеждою поймать белого соловья. Странствие их по лесам обыкновенно продолжалось по месяцу и оканчивалось путешествием в Москву для продажи наловленных птиц.

16 мая. Именины — Мавра, Павел, Петр, Тимофей.

Праздник — Успение преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского

17 мая.

Именины — Альвиан, Антон, Афанасий, Афродисий, Валериан, Исаакий, Кирилл, Климент, Лазарь, Леонтий, Макровий, Мария, Никита, Никифор, Пелагея, Сильван, Эразм.

18 мая.

Именины — Адриан, Варлаам, Иеракс, Ирина, Яков.

Рассадницы — В замосковных селениях в этот день начинают рассаживать по грядам рассаду. Предприимчивые старушки с вечера еще выносят на гряды горшок, кладут в него крапиву с корнем и ставят вверх дном на средовую гряду. При сажании рассады приговаривают: «Не будь голенаста, а будь пузаста; не будь пустая, а будь тугая; не будь красна, а будь вкусна; не будь стара, а будь молода; не будь мала, а будь велика».

19 мая.

Именины — Вакх, Варвар, Василий, Данакт, Денис, Дим, Димтриан, Донат, Иван, Иларион, Иов, Каллимах, Касьян, Мамант, Пахом.

Горошники — С этого дня поселяне начинают сеять горох. Этот день слывет у них под именем Горошника; а в других местах говорят: «Приходи работать на белые горохи». В Тульской губернии сеянье гороха сопровождалось особенным приговором: «Сею, сею бел горох; уродися, мой горох, и крупен, и бел, и сам тридесят, старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье». Огородники в этот день замечают росу: если будет большая роса, то ожидают большого рода огурцам. Этот день известен у них под именем Росенника.

20 мая.

Именины — Авив, Акакий, Иван, Каролина, Нил, Пахом.

21 мая.

Именины — Адриан, Арсений, Зосима, Иван, Милий, Пимен.

Посев — В степных местах с этого дня начинаются ранние посевы пшеницы, а в Костромской губернии еще только оканчивают паханием под пшеницу. Зажиточные поселяне на этот день пекли обетные пироги и угощали ими бедных соседей и прохожих людей. Старики для встречи прохожего человека выхаживали на большие дороги и перекрестки. Худая примета западала на сердце старика, когда он возвращался назад с пирогом; с отчаянием встречали его все домочадцы. До обетного пирога никто не касался: его отдавали птицам на съедение.

Замечательны и слова тоскующего старика над обетным пирогом: «Прогневил я Господа Создателя при старости лет; не послал мне доброго человека разделить хлеб трудовой; не в угоду Его святой милости было накормить мне горемычного, при истоме усладить мне старого старика в безвременьице. А и как-то будет мне на мир Божий глядеть, на добрых людей смотреть! А и как-то мне будет за хлеб приниматься!» Так крепко блюлись заветные обычаи нашей родной старины.

22 мая.

Именины — Акилина, Гавриил, Гордиан, Епимах, Каллиник, Николай, Проб, Стратоник, Христофор.

Праздник — Перенесение мощей святого Николая

Приметы — Наши наблюдательные поселяне сохранили свои приметы об этом дне в поговорках: «Никола осенний лошадь на двор загонит, а Никола весенний лошадь откормит. — Егорий с ношей, а Никола с возом. — Никола вешний с теплом. — До Николы крепись, а с Николы живи не тужи. — Прошел бы Николин день, а то будет тепло. — Городи городьбу после Николина дня. — Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин травой. — Велика милость мужику на Николин день, когда поле польет дождичком».

В замосковных селениях с этого дня выгоняют лошадей на ночнину. Для этого вечера из каждого семейства снаряжаются холостые ребята и всем селом провожают их до поля. Для этого дня пекутся пироги с гречневой кашей. Ребята всю ночь проводят в играх. В белорусских селениях бывает на этот день праздник конюхов. Конюхи с подарками и пирогами после угощений едут на ночлег с лошадьми и целую ночь проводят в гуляний.

23 мая.

Именины — Алфей, Анисим, Василий, Исидора, Киприан, Лаврентий, Рената, Симон, Таисия, Филадельф, Эразм.

Посев — В селениях Смоленской и белорусских губерниях сеют на этот день пшеницу. Тамошние поселяне говорят: «Кто сеет пшеницу на день святого Симона Зилота, у того родится пшеница аки золото».

24 мая.

Именины — Диоскор, Иосиф, Кирилл, Мефодий, Мокей, Никодим, Софрон.

Приметы — В селениях Костромской губернии замечают, если этот день будет мокрый, то и все лето будет мокрое. В Тульской губернии, по замечаниям поселян, случившиеся в этот день туманы означают также сырое лето. Там же замечают: если солнце восходит в этот день на красном небе, то ожидают лета грозного и пожарного.

25 мая.

Именины — 25 Герман, Гермоген, Денис, Епифан, Иван, Магдалина, Панкрат, Полувий, Протерий, Савин, Федор, Филипп.

26 мая.

Именины — Александр, Георгий, Ирина, Лаодикий, Макар, Марианна, Никифор, Павсикакий.

Комарницы — В Рязанской губернии в этот день, говорят поселяне, появляют- ся комары вместе с теплым ветром. Этот день у них известен под именем комарницы.

Наши поселяне думают, что комары пред осенью уносятся ветрами на теплые моря и весною опять приносятся на Русь, где всего урожается вдоволь на все души. В Москве на этот день в старину было гулянье на Девичьем поле.

27 мая.

Именины — Александр, Варвар, Иван, Исидор, Леонтий, Макар, Максим, Марк, Никита, Серапион, Тихон, Яков.

Прилетание птиц — Тульской и других смежных губерниях утверждают поселяне, что на этот день прилетают из-за теплых морей стрижи и касаточки, а с ними приносится тепло.

В селениях Московской, Ярославской и Костромской губерний полагают, что с этого дня прекращаются северные ветры. Там говоят: «На день святого Исидора отойдут все сиверы», или: «Как пройдет Исидоров день, так пройдут и сиверы».

28 мая.

Именины — Анастасия, Ахилл, Дмитрий, Ефросин, Пахом, Серапион.

29 мая.

Именины — Авдиес, Александр, Аркадий, Вит, Георгий, Ефим, Ефрем, Касьян, Крискентия, Лаврентий, Модест, Муза, Николай, Петр, Федор.

30 мая.

Именины — Адриан, Андроник, Афанасий, Евдокия, Ефросиния, Нектарий, Никифор, Пальмира, Степан, Феофан, Юния.

31 мая.

Именины — Александра, Анастасий, Андрей, Вахтисий, Венедим, Давид, Денис, Евфрасия, Изабелла, Исаакий, Камилла, Клавдия, Лев, Мартиниан, Матрона, Павел, Павлин, Петр, Семен, Текуса, Фаина, Федор, Федот, Феодотия, Христина, Юлиан, Юлия.

Приметы — По медленному развертыванию дубовых листов в Тульской губернии замечают о будущем урожае ярового хлеба.

Там говорят: «Сей овес, когда дуб развернется в заячье ухо. — На дубу лист в пятак, быть яровому так. — Коли на день святого Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерить овес кадушкой. — Не сей пшеницу прежде дубового листа».

Поселяне на этот день, увидевши совершенно развернутый дуб, предполагают, что земля принялась за свой род.