Июль.

Слово июль, или июлий, — византийское. Здесь называли его червенъ, малоруссы и поляки — липец, чехи и словаки — червонец и сеченъ, карниольцы — серпан, венды — седмник, серпан, иллирийцы — шерпен и шарпан. Поселяне Тульской губернии сей месяц называют сенозорник. Тамбовской — макушка лета. В старой русской жизни он был пятыми месяцем, а когда начали считать год с сентября, он приходился одиннадцатым. С 1700 года его считают седьмым.

1 июля.

Именины — Еферий, Ипатий, Леонтий, Эразм.

2 июля.

Именины — Асинкрит, Варлаам, Зенон, Зосима, Иван, Иов, Иуда, Мария Паисий, Роза, Тимофей.

3 июля.

Именины — Аврора, Андрей, Аристоклий, Афанасий, Африкан, Василий, Глеб, Гурий, Димитриан, Елисей, Иван, Инна, Крискент, Лазарь, Левкий, Лука, Мефодий, Мина, Наум, Пинна, Римма.

Приметы — С этого дня перепелиные охотники наблюдают приметы об удачном лове. По их замечаниям, если над озимым хлебом носится паутина, летает мошкара, то здесь-то более всего будут собираться перепела. Каждый охотник старается для будущего счастья непременно в этот день поймать хоть одну птичку. Другие наблюдают, что там, где более слышно перепелиного свиста, всегда менее можно ожидать успеха.

Охотники заранее приучаются к свистку и другим инструментам, завлекающим подражательным звуком к сбору перепелов. И у них есть своя страсть: поймать совершенно белого перепела, предводителя птиц своего рода, обещающего всегдашний успех в ловле. Записные охотники странствуют во ржах по целому месяцу.

4 июля.

Именины — Афродисий, Берта, Никита, Руф, Терентий, Юлиан, Юлий.

5 июля.

Именины — Галактион, Евсевий, Ефросиния, Зенон, Зина, Сатурнин, Юлиания.

6 июля.

Именины — Агриппина, Аникий, Антон, Артемий, Васса, Гай, Герман, Евстохий, Иосиф, Лоллий, Проб, Урван.

Обряды — Купальниы. Купальницею называют особенную траву, известную под именем: кошечьей дремы (trollius europaeus). Другие это имя относят к лютику (ranunculus). Этой траве приписывают разные целебные действия. На Bare и в Вологодской губернии собирают утром траву купальницу, когда она бывает еще в росе, и сохраняют в стеклянках для лечения. В селах из этой травы взрослые делают венки и парятся ими в банях. Дети из нее плетут венки, колпаки, шапки и надевают их на головы во время игр.

На Руси исстари велось париться в сей день утреннею порою в банях, а днем купаться в реках или прудах. Поселяне Рязанской гуернии этот день называют лютые коренья. Смышленые старые люди, моясь в бане, парились лютыми кореньями в надежде помолодеть. В степных селениях вместо соломы набрасывали в печь жгучей крапивы и на ней парились. Все это делалось для исцеления болезней. По выходе из бани садились за стол завтракать, где заранее становилась обетная каша. Больных старух и хворых людей выносили в баню на жгучей крапиве и парили целебными травами.

Купанье в реках начиналось с полдня и продолжалось до вечерен. В Переславле-Залесском купались в озере Клещине с песнями и играми. Там пока одни купались, другие на берегу пели песни. В Зарайске выхаживали купаться на реку Осетр, к белому колодцу. Здесь между купаньем происходили игры и пиршества. В Туле прежде купанье детей происходило в пруду (ныне уничтоженном) на Ивановском монастыре.

Пожилые старушки выходили с детьми умываться к студенцам. Здесь они, умывая детей, бросали в студенцы медные деньги, старые сорочки или дарили нищей братии, или сжигали в лесу.

Купальницкая обетная каша отправлялась с разными обрядами. Поселяне Нерехотского уезда предоставляли это дело красным девицам. Там они сбирались к одной из своих подруг с вечера: то- локчи в ступе ячмень. Песнями и веселыми играми сопровождается толчение ячменя. Рано утром варили из этого ячменя кашу, которую съедали по время полудень с маслом. После полудника вывозили из сарая передовой станок от телеги на улицу. Одни из них садились на ось, другие, схватясь за оглобли, возили их по селению с песнями, потом выезжали на поле, где при появлении вечерней росы умывались для здоровья. В степных селениях обетную кашу варили пожилые женщины. Из разных семейств сносилась крупа, оставляемая для сего обряда от первого рушения. На эту кашу сзывались почетные старики и старушки после банного мытья.

В селениях Тульской губернии в старину известна была еще мирская каша. Зажиточные семейства варивали эту кашу для нищей братии. Увечные, бесприютные люди заранее приглашались в баню и после угощаемы были мирскою кашею. Многие семейства считали это дело за необходимую обязанность в жизни. Усердные и сострадательные люди сами нашивали эту кашу по домам к бедным больным и по тюремным заведениям к колодникам. Все это делалось по обещанию, в память какого-нибудь избавления от бед или болезней.

Во многих местах имя Купальницы усваивалось вместо названий. В Переславле-Залесском бываемая в этот день ярмарка, при Владимирской церкви, называется Купальницею. Другие называли этим именем поляны, где они сбирали целебные травы. Иные называли самые студенцы купальницами.

7 июля.

Именины — Антон, Иван, Кириак, Логин, Никита, Орентий, Фарнакий, Фирмин, Эрос, Яков.

Обряды (Иванов день, Купало) Народное празднество, отправляемое на Руси в Ивановскую ночь, известно во всем славянском мире. Отличительные обряды этого празднества составляют: зажженные костры, песни, игры, перепрыгивание чрез огонь и крапивные кусты, купанье ночью в росе, а днем в реках, пляски вокруг дерева марины и погружение его в воду, зарывание трав, поверье о полете ведьм на Лысую гору.

Купало и Купальские огни известны более в Великой России, Малоруссии и Белоруссии. Новейшие мифографы включили Купало в число славянских божеств; но его не было ни в Киеве, ни в других славянских землях. О нем не говорят ни Нестор, ни другие писатели, это слово известно в наших письменных памятниках с XVII столетия. Русское Ивановское празднество известно у чехов, сербов, моравов, карпато-россов, болгар и поляков. Там Ивановская ночь известна под именем Соботок. Самое величественное торжество этого дня совершается славянами в Силезии и чехами. Там Ивановские огни горят на Карпатских горах, Судетах и Карконошах на пространстве нескольких сот верст. Гулевой народ опоясывается перевязями из цветов, на головы надевают венки из трав, составляют хороводы, поют песни, старики добывают из деревьев живой огонь. После перепрыгивания через костры огней, купаются в росе.

Заметим важное обстоятельство: великоруссы не поют песен с именем Купало, как это находим у малоруссов. Москвитяне Иванов день празднуют на трех горах. В Туле это празднество отправлялось близ Щегловской засеки. Вечером 6 июля (23 июня по старому стилю) крестьяне выходят в поле в чистых белых рубашках, составляют костры из хворосту; другие приносят с собою дегтярные баклаги. Старики садятся в кружок и начинают чрез трение добывать огонь из двух старых сухих дерев. Кругом них все стоят в глубоком молчании.

Зарывание трав на Иванов день производится великоруссами и малоруссами. Поверье о цвете папоротника или кочедыжника, цве- тущего огненным цветом в Ивановскую ночь,— есть общее в народе. Знахарки отыскивают разрыв-траву, терлич и архилин. О последней говорят, что «она растет при большой реке, срывать ее должно чрез золотую или серебряную гривну, а кто носит на себе, и тот не будет бояться ни дьявола, ни еретика, ни злого человека». Народ собирает свои травы: купаленку, медвежье ушко, богатенъку. Эту последнюю траву поселяне Новгородской губернии вешают на стену на имя каждого человека. Чей цвет завянет, тот или умрет, или заболеет на этот год. Тихвинцы и ладожане в истопленную баню приносят веники с травою Иван-да-Марьи и парятся ими на здоровье. В муравьиных кочках отыскивают целебное масло. В садах, под корнем чернобыльника, отыскивают земляной уголь, исцеляющий черную немочь и падучую болезнь,

В Малоруссии собирают: голубые сокирки, красные пахучие васильки, пунцовые черевички, панский мак, желтый зверобой, ноготки, разноцвет, мяту, канупер, колокольчики, полынь. Из этих трав свивают купальский венок, а полынь носят под мышками, в предохранение от обаяния нечистой силы.

В Белоруссии есть народное предание о мужике, которому цвет папоротника попал в лапоть. Этот счастливец знал, где закопаны были клады, где лежали деньги; но он его как-то под хмельком потерял, а с ним исчезло и все знание о кладах.

Народное предание о полете ведьм на Лысую гору известно по всей Руси. Народ твердо уверен, что они в Ивановскую ночь летают на эту гору на помелах.

Малоруссы знают, что они слетаются на Чертово Беремище под Киевом.

У поляков эта Лысая гора известна под Сендомиром.

Белоруссы говорят, что сборище ведьм бывает на горе Шатрии, где могила Альциса и где угощает их чародейка Яусперита.

Белоруссы из предосторожности запирают в Ивановскую ночь лошадей, боясь, чтобы на них не поехали ведьмы на Лысую гору.

Малоруссы для защиты от ведьм вешают на окнах и порогах дверей жгучую крапиву. Великорусом думают, что с этой ночи появляются светляки — ивановские червячки. Дети, кладя их на ладонь, говорят: «Иванушка, Иванушка! полетай за Волгу, там тепленько, а здесь холодненъко».

Наши огородники по обильной ивановской росе угадывают о большом урожае огурцов.

8 июля.

Именины — Виргиния, Давид, Дементий, Денис, Евтропия, Ефросиния, Изабелла, Константин, Леонида, Ливия, Петр, Прокопий, Симон, Феврония, Федор, Феодора.

9 июля.

Именины — Давид, Денис, Иван, Павел, Петр, Тихон, Ферапонт.

Приметы — В замосковных селениях полагают, что с этого дня начинает поспевать земляника.

Пчельники твердо уверены, что тогда же пчелы вылетают из ульев за медовым сбором.

10 июля.

Именины — Анект, Иван, Иванна, Игнатий, Лука, Маркей, Маркеллин, Мартин, Самсон, Север, Серапион.

Приметы — В северных губерниях замечают в сей день о погоде.

Если на день святого Самсона будет дождь, то все лето будет мокрое до бабьего лета.

В Сибири сей день называется Никола обыденный.

В Тобольске приводят на этот день лошадей к церкви Рождества Богородицы, служат молебны и после кропят лошадей святою водою.

11 июля.

Именины — Герман, Иван, Иона, Кир, Ксенофонт, Магн, Македон, Павел, Палий, Сергей, Элеонора.

12 июля.

Именины — Мелитон, Михаил, Павел, Петр.

Поговорки: На Петров день и солнышко играет. — С Петрова дни красное лето, зе- леной покос. — Женское лето по Петров день. — С Петрова дни и барашка в лоб. — С Петрова дни зорница зорит хлеб. — Петр и Павел два часа прибавил. — Утешили бабу Петровские жары голодухой. — У мужика то и праздник, что Петров день. — Строй косы и серпы к Петрову дню, так будешь мужик. — Не хвались, баба, что зелен луг, а смотри, каков Петров день.

Обряды — На Петров день бывают обетные угощения. Так на Bare и в Вольском уезде тещи приносят почетный сыр своим зятьям, во второй год бракосочетания. Зять угощает тещу при сборе всех родных. В степных селениях бывало в старину проведывание крестников. Кумы при- нашивали своим крестникам пшеничные пироги. В Тульской губернии сваты со стороны жениной родни угощали сватов ужином, что называлось у них отводным, столом.

В старину Петров день был сроком, судов и взносов дани и пошлин. Известна еще Петровская дань. в которой «тянули попы». По зазывным грамотам приезжали в Москву ставиться на суд. Петровские торги, известные с XVI века, составляли особенные местные ярмарки по селам.

Приметы (Играние солнца) Поселяне Тульской губернии выходят под Петров день караулить солнце, как оно будет играть на небе при восходе. Это верование, известное исландцам, сохранилось только в одной Тульской губернии. Поселяне всех возрастов собираются на пригорки, раскладывают огонь и в ожидании солнца проводят ночь в играх и песнях. Едва начинает восходить солнце, все испускают радостные клики. Старики наблюдают, как солнышко играет по небу: оно то покажется, то спрячется; то взойдет вверх, то опустится вниз; то заблещет разными цветами — голубым, розовым и белым, то засияет ясно, что ничьи глаза не стерпят. Молодые поют песню: «Ой, ладо! на кургане».

Поселяне замечают, что если на Петров день пойдет дождь, то сенокосы будут мокрые. В Тульской губернии говорят, что сего дня перестают петь соловьи.

13 июля.

Именины — Андрей, Варфоломей, Иван, Иуда, Матвей, Петр, Симон, Софрон, Фаддей, Филипп, Яков.

Обряды — Провожание весны принадлежит к сельским обрядам. В степных губерниях в этот день поселяне, собираясь на сенной покос, одеваются во все лучшее платье и веселятся весь вечер. Это называется у них проводы весны. В Саратовской губернии делают соломенную куклу, убирают ее в кумачный сарафан, на голову надевают — чуллюк — кокошник с цветами, на шею подвязывают ожерелье. Эту куклу носят по селу с песнями и потом, раздетую, бросают в реку. Кажется, что этот обряд занесен из Польши. Там соломенная кукла убранная в виде женщины, называется маржаною и с обрядами по топляется в реке. В Симбирской и Пензенской губерниях провожание весны отправляется на заговение Петровского поста. В селениях Тульской губернии бывает последняя окличка весны. Поселяне, при солнечном закате, выходят на пригорки играть в хороводы и поют песни: «Весна красна, ты когда, когда пришла, когда проехала». Потом садятся в кружки, размениваются яйцами, окрашенными в желтую краску, угощаются брагою, и все расходятся навеселе. В некоторых селениях угощают пастухов вечером яичницами и на отходе наделяют желтыми яйцами.

14 июля.

Именины — Ангелина, Василий, Демьян, Константин, Кузьма, Лев, Никодим, Павел, Перпетуя, Петр, Потит.

Наблюдения — Поселяне Тульской губернии выходят с этого дня на покосы. Огородники начинают полоть гряды и вырывать корневые овощи для продажи. В окрестностях московских и степных местах сбирают красильные растения.

15 июля.

Именины — Генрих, Ювеналий.

16 июля.

Именины — Александр, Анатолий, Асклипиодот, Василий, Герасим, Голиндуха, Демид, Евлампий, Иакинф, Иван, Иродион, Константин, Логин, Марк, Михаил, Мокей, Никодим, Филипп, Эразм.

17 июля.

Именины — Андрей, Асклипиодота, Донат, Ефим, Марк, Марфа, Менигн, Михаил, Федор, Федот, Феодотия, Феофил.

Приметы — В степных местах замечают, что с этого дня озимый хлеб вполне наливается. Тогда поселяне говорят: Озимы в наливах дошли. Об овсе: Батюшка овес до половины урос. О гречихе: Овес в кафтане, а на грече и рубахи нет. — Озимы в наливах, а греча на всходе.

18 июля.

Именины — Анна, Арнольд, Афанасий, Камилла, Киприан, Кирилла, Лампад, Сергей, Степан.

Праздник — Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.

Приметы — В замосковных селениях вечером выходят смотреть на играние месяца. Если месяц при всходе своем виден, то он будто кажется перебегающим с места на место, или изменяет свой цвет и прячется за облака. Все это, по их замечаниям, будто происходит оттого, что у месяца бывает свой праздник. Играние месяца обещает хорошие урожаи.

19 июля.

Именины — Аввакум, Анатолий, Аполлон, Аронос, Архипп, Астерий, Анисим, Валентин, Василий, Виктор, Диодор, Дион, Епимах, Ерм, Иннокентий, Исавр, Исидор, Капик, Квинт, Лукия, Лукьян, Марин, Марфа, Перегрин, Паисий, Рикс, Руф, Руфин, Сисой, Феликс, Филимон, Юлиания.

20 июля.

Именины — Акакий, Астион, Васса, Герман, Евангел, Евдокия, Евстафий, Ефросиния, Кириакия, Лазарь, Лукьян, Палий, Перегрин, Поликарп, Помпеи, Сатурнин, Эпиктет.

21 июля.

Именины — Анастасий, Антиох, Никострат, Прокопий, Савва, Феофил.

Праздник — Явление иконы Пресвятой Богородицы в Казани.

Наблюдения — Поселяне замечают, что если с этого дня начинает поспевать черника, то озимый хлеб бывает готов к жатве.

Есть поверье, что на этот день является сама собою камаха, краска червец. Они думают, что камаха заносится ветрами на наши поля с теплых стран, свивается в клубок и первому счастливцу, который ей встретится, подкатывается под ноги. Находка камахи предвещает счастливцу благополучие на целый год. В старину бывали страстные охотники отыскивать камаху. Неудачные искатели говорят, что она достается тем только, кому написано на роду такое счастье.

В Туле бывает на этот день ярмарка, куда сходятся поселяне для продажи холста и ниток и возвращаются домой с глиняными куклами.

22 июля.

Именины — Александр, Андрей, Кирилл, Панкрат, Патермуфий, Пров, Федор.

23 июля.

Именины — Александр, Аникита, Антон, Аполлон, Вианор, Вирилад, Даниил, Леонтий, Маврикий, Меней, Сильван, Сисиний, Эмма.

24 июля.

Именины — Аркадий, Генриетта, Елена, Констанция, Нектарий, Никодим, Ольга.

25 июля.

Именины — Андрей, Арсений, Вероника, Голиндуха, Иван, Иларион, Ираклий, Мария, Мина, Михаил, Прокл, Симон, Фауст, Федор.

Приметы — По замечаниям поселян, будто с этого дня наступают большие росы. До этого дня они спешат высушивать сено грядушками. Большие росы будто загнаивают сено. Старушки-лечейки собирают большие росы для очного врачевания. Этой, де, водицей, говорят они, изводится очной призор.

26 июля.

Именины — Антон, Гавриил, Маркиан, Сарра, Серапион, Степан.

27 июля.

Именины — Акила, Анисим, Гелий, Иларион, Ираклий, Петр, Степан, Федор, Юст.

28 июля.

Именины — Авда, Авудим, Василий, Владимир, Иулитта, Кирик, Юстиниан.

29 июля.

Именины — Алевтина, Антиох, Афиноген, Валентина, Павел, Фауст, Хиония, Юлия.

Жатва — В Тульской губернии с этого дня начинают жать рожь. Тульские жители праздновали сей день в селе Высоком. Первый сжатый сноп называется именинным. В старину бывало, что вечером именинный сноп приносили с песнями на гумно. Впереди шел хозяин с снопом, за ним все рабочие. Когда наши бояре живали в деревнях, именинный сноп приносился на барский двор. Его, как дорогого гостя, встречал боярин со всей семьей, а за принос угощал крестьян вином. Именинный сноп в старину имел много чудесного: с него начинали молотьбу, соломой кормили больную скотину, зерна ржи считались целебными в болезнях для людей и птиц. Без именинного зерна не бывало посева.

Все время жнитвы хлеба наши поселяне называют: рабочая пора, страдная пора, страда. Они говорят тогда: «Пойдем на жнивы — умаялся на жнитве». В Костромской губернии при начале жнитвы оставляют на поляне клок несжатого хлеба, что называется у них Волотка на бородку. Волоткою называют они верх снопа, а колос волокном. В Малоруссии старухи пред жатвою завивают бороду Волосу. До этой бороды во все жнитво не касается рука жниц.

30 июля.

Именины — Иринарх, Леонид, Маргарита, Марина.

31 июля.

Именины — Афанасий, Дасий, Емельян, Иакинф, Иван, Леонтий, Маркелл, Марон, Степан.