Январь

Слово январь, или генваръ, или януарий, — не русское; оно зашло к нашим отцам из Византии вместе с юлианским календарем. Коренные славянские названия месяца были другие, и эта разность принадлежала каждому поколению. Наши предки называли его просинец, малоруссы и илирийцы — сечень, венды — новояетник, первник, зимец и прозиллец, чехи и словаки — ледень, грудень, карниольцы — просинец, кроаты — просинец, малибожняк. Грамотные люди XX века январь писали енуар (Остромирово евангелие) и как будто для пояснения чужого слова прибавляли: «рекомаго просинца». Все эти названия книжные; народ забыл, как его предки называли прежде январь. Время скрыло от нас, каким месяцем считался просинец у наших отцов.

В христианской жизни русского народа совершились 3 перемены:

  1. по старому русскому счету, когда год начинали с марта, январь был одиннадцатым, месяцем;
  2. когда год начинали с сентября, он был пятым.;
  3. с 1700 года он постоянно считается первым.

1 января.

Именины — Аглаида, Арис, Вонифатий, Григорий, Евтихий, Илья, Полиевкт, Пров, Тимофей, Трифон, Фессалоникия.

2 января.

Именины — Гаспар, Даниил, Иван, Игнатий, Филогоний.

3 января.

Именины — Альфред, Петр, Прокопий, Фемистокл, Феофан, Юлиания (Ульяна).

4 января.

Именины — Анастасия, Евдот, Евтихиан, Зоил, Феодотия, Хрисогон.

5 января.

Именины — Василид, Геласий, Давид, Еварест, Евникиан, Изот, Нифонт, Павел, Помпей, Сатурнин, Феодул, Феоктист.

Приметы — В этот день обращают внимание на ветер: «Пришел Федул, ветер подул — к урожаю.» Также благоприятными для урожая считаются ясные дни во время всего Рождественского поста.

6 января.

Именины — Агафья, Антиох, Афродисий, Евгения, Иакинф, Клавдия, Николай, Прот, Филипп.

Приметы — Каков иней на деревьях, таков будет цвет на хлебе. Снег падает хлопьями — к урожаю. Коли тропинки черны — к урожаю на гречу.

7 января.

Именины — Валтасар.

Праздник — Рождество Христово, Начало Святок

С вечера начинаются святки, продолжаются до 19 (Крещение).

Обряды.

С вечера начинаются на Руси святки, веселое время для всех возрастов. Утро дети проводят в славлении и виршевании.

Славление на Руси заключается в хождении с вертепом, звездою, рацеями и виршами. Вертеп в Сибири прежде устраивался в виде ящика о двух ярусах. Здесь помещались деревянные фигуры. В верхнем ярусе изображалась смерть Ирода, а в нижнем Иродиадины пляски. В вертепе горели свечи. Славелъщики ходили с ними по домам. За пение награждали деньгами и пирогами. Для сбора пирогов один носил кузов, а для денег другой хаживал с тарелкой. На рассвете к ним присоединялись гудочники и участвовали в дележе.

Хождение со звездою есть общее во всей Руси. Звезда делается из бумаги величиною в аршин, раскрашивается красками и освещается свечами. Мальчики, ходя по улицам, для важности вертят звезду во все стороны. За свое пение славелыцики получают разные подарки. Рацеи и вирши завелись сначала по бурсам. Славельщики хаживали до обедни к своим патронам и милостивцам и приветствовали их виршами. Рацеи переходили из поколения в поколение и остались только у малоруссов.

Славление у взрослых начиналось около полудня. В старину в этом участвовали все сословия.

В Малоруссии с начинаются Колядки. В них участвуют, взрослые и дети. Колядовщики поют Колядки — песни, в которых величают хозяина со всем семейством, и получают в награду разные подарки, в том числе и свиные кишки. Покойный Гнедич от этих кишок производил Коляду.

Приметы. Метель на Рождество — пчелам родиться летом. Небо — звездисто — на урожай. На Рождество — и солнце играет. Зима — на морозы, мужик — на праздники. Снеги глубоки — так травы хороши и хлеб.

Поселяне Рязанской губернии говорят: «Темные святки — молочные коровы. — Светлые святки — ноские куры».

На Рождество надевали чистую, но не новую одежду — а то будет неурожай. Во время обеда на Рождество — нельзя пить; кто не пьет — тому не захочется пить в поле или в лесу, когда воды негде взять. чтобы домочадцы весь год не болели, старались, чтобы в дом первым входил мужчина.

8 января.

Именины — Еварест, Ефим, Константин.

Праздник — Собор Пресвятой Богородицы.

Обряды. Начинаются гадания и переряживания. С этого дня начинаются бесовские потехи, и нечистые прилетают на землю. Ведьмам положено слетаться на шабаш, кооперироваться с духами, скрадывать с неба месяц и звезды.

9 января.

Именины — Лука, Степан, Федор, Ферапонт.

Праздник — Святого архидиакона Стефана

10 января.

Именины — Агафья, Антония, Вавила, Гликерий, Горгоний, Домна, Дорофей, Ефим Зенон, Игнатий, Индис, Мардоний, Мигдоний, Никанор, Никострат, Петр, Секунд, Симон, Феофил, Феофила.

11 января.

Именины — Афинодор, Вениамин, Георгий, Гортензия, Иван, Марк, Маркел, Фаддей, Феофил.

12 января.

Именины — Анисья, Антон, Изот, Ирина, Лев, Макар, Тимон, Феодора, Феодосия, Филетер.

Наблюдения. На этот день бьют свиней и по печени и селезенке судят о зиме. Если селезенка будет ровная и гладкая, то ожидают зимы суровой; если она к спине будет толще, то думают, что зима придет с холодами в конце. Толстая печень в середине означает, что стужи начнутся с половины зимы. Широкая сторона печени к брюху обещает морозы с перезилгья.

В Костромской губернии варят на этот день свиной желудок, отчего и самый день называется у них желудочницы.

13 января.

Именины — Гай, Геласий, Ириний, Мартина, Мелания, Олимпиодора.

Малоруссы вечером под Новый год ходят по домам щедровать и поют щедровки - песни, в которых величают хозяина. За щедровки награждают подарками»

14 января.

Именины — Василий, Григорий, Петр, Федот, Феодосий, Эмилия(?)

Васильев день. - Васильев вечер. - Авсень. - Гадания. - Проказы ведьм

Васильев день у наших поселян считается особенным времясчислением. Так они, желая напомнить что-нибудь былое, говорят: «А это было об Васильев день»; или: «Случилось на Васильев день»; или: «На ту пору был Васильев день», или «Он нанялся- от Васильева дня до Евдокей», то есть с 1 января до 1 марта.

Васильев вечер для русских девиц был весьма важным днем; он приходился на восьмой день святок, когда, святочные гадания были во всем разгуле. Наши бабушки думали, что святочные гадания на Васильев вечер всегда сбывались и что в этот вечер, что бы по гаданию ни вышло, уж всегда так и случится.

Поверье старое, с незапамятных времен соблюдается на Руси.

На Васильев день совершаются обряды какого-то непонятного народного праздника. Из слов песен и причитаний мы узнаем его название: это авсень, или овсень, усень, таусенъ, говсень. Был ли это действительно праздник, какая была цель его или это только соединение нескольких обрядов — решительно отвечать невозможно. Из оставшихся обрядов мы видим ныне варение каши,) засевание зерен, обряд хождения по домам. Ко всем этим обрядам присоединяются и песни. Наши археологи считали авсень «земледельческим праздником, преобразовательным обрядом обсевания»; отыскивали по обрядам сходство авсеня с колядою. Могло ли быть на самом деле, чтобы зимою на Руси праздновал народ земледельческий праздник? Это предположение ученых остается навсегда без доказательств. Одним только ученым могло взойти в голову, что авсень и коляда указывают «на соединение мифов разноплеменных народов на Руси». Мы уже не говорим о том, что об авсене нет помина ни в летописях, ни в актах; не упоминаем о том, чтобы народ помнил об этом празнике из преданий; скажем только одно: что нет ни одного места в русской земле, где бы все обряды совершали вместе. В одном месте варят кашу, в другом происходит засевание зерен, в третьем хождение по домам, есть и обряды, но нет помина об слове авсень. Кажется, что без песен это слово навсегда могло бы исчезнуть из русского языка.

Вот обряды, которые совершаются на Васильев день по разным местам.

1. Варение каши. Варение каши совершается до света.

Старшая в доме из женщин ровно в два часа утра приносит из амбара крупы, Старший из мужчин приносит воды из реки или колодезя. Крупа и вода стоят на столе до тех пор, пока истопится печь; до них никто не касается; иначе это сочтется худым признаком. Когда нужно затирать кашу, все семейство садится за стол, а старшая женщина причитывает, размешивая кашу: «Сеяли, растили гречу во все лето; уродилась наша греча и крупна и румяна; звали - называли нашу гречу во Царъград побывать, на княжной пир пировать; поехала греча во Царырад побывать со князьями, со боярами, с честным, овсом, золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать; приехала наша греча к нам гостевать». После сего все встают из-за стола, а хозяйка с поклонами ставит кашу в печь. Потом снова садятся за стол, в ожидании каши. Когда поспеет каша, тогда, вынимая горшок из печи, хозяйка говорит: «Милости просим к нам во двор со своим добром». Прежде всего осматривают, полон ли горшок? Нет более несчастия, если каша вылезет из горшка вон. Это явная беда всему дому. Худое предвещает, если треснул горшок. Потом снимают ножом пенку: каша красная, полная предвещает счастье всему дому, будущий урожай и талантливую дочь. Каша мелкая, белая угрожает бедами. Завтрак из каши оканчивает добрые предвестия: при худых признаках кашу выбрасывают в реку.

2. Засевание зерен отправляется в Великоруссии и Малоруссии с различными обрядами.

В селениях Тульской губернии совершают обряд засевания без песен, с одними приговорками. Дети, рассыпая зерна ярового хлеба, говорят: «Уроди, Боже, всякого жита по закрому, да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный». Старшая женщина в доме сбирает на полу зерна и хранит до посева.

В Малоруссии обряд засевания совершается с приговорками и песнями. Там дети поселян перед обеднею ходили по домам сеять из рукава, другие из мешка разные семена. В это время они певали особенную засевальную песню:

Ходит Илья На Василъя,

Носит пугу Житяную.

Де замахне Жито росте,

Житу пшеницю

Всяку пшеницю.

У поле ядро,

А в доме добро.

Другие при засевании зерен говорят: «На счастье, на здоровье, на новое лето, роди, Боже, жито, пшениую и всякую пашницю». Вероятно, что эта приговорка составилась из засевальной песни. Тождество слов доказывает это очевидно.

3. Обряд хождения по домам мне известен только в двух губерниях, Костромской и Рязанской.

В Костромской губернии для Васильева вечера варят свиные ноги. Там поселяне ходят в этот вечер под окна собирать пироги и свиные ноги, приговаривая: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка». В Рязанской губернии ходят толпами под окна просить пирогов. Впереди всех идет девица, называемая маханоскою; она-то несет кошель для пирожного сбора; она-то предводит толпу и распоряжает дележом сбора. Подходя к окнам, толпа причитывает: «Кишку да ножки в верхнее окошко».

В Великорусских губерниях наблюдательные старики и старушки говорят, что «на Васильев вечер день прибывает на куричий шаг».

В Тульской губернии есть предание, что на Васильев вечер ведьмы скрадывают месяц из опасения, чтоб он не освещал их ночных прогулок с нечистыми духами.

15 января.

Именины — Закхей, Кузьма, Марк, Модест, Петр, Серафим, Сергей, Сильвестр, Феоген, Феодотия, Феопент, Феоптист, Юлиания (Ульяна).

Обряды: Святочные гадания. Почетные проводы гостей. Предосторожности. Смывание.

Старые люди в Тульской губернии считают весьма важным делом окуривать курники смолою с девясилом, эта предосторожность, как они думают — спасает кур от лихого домового. Обряд совершается старшею женщиною в доме скрытно от всех на рассвете. Иначе предосторожность будет без успеха.

Старушки, известные на Руси под именем бабушек-повитушек, справляют в этот день смывание лихоманок. Обряд и верование заключаются в следующем:

В селах думают, что лихоманки выгоняются из ада морозом, ищут пристанища по теплым избам, где уже всегда есть люди виноватые. А лихоманки только и знают, что искать людей виноватых, а если уже и сыщут виноватого, то сумеют и потрясть и познобить. Ведь на то она и лихоманка. Бабушки-повитушки уверяют заподлинно, что они видали их сами и знают их в лицо. Послушайте их, и они вам расскажут, что за штуки лихоманки. От них только вы узнаете, что наши лихоманки бывают тощие, слепые, безрукие, уроды такие, что хуже смерти; не умеют ни войти в избу, ни отворить дверей; если голодны, то смирны и пошлы до того, что как сироточки стоят, пригорюнясь, у притолоки, выжидая, не выйдет ли кто из виноватых. Заботливые бабушки, спасая людей от лихоманок, ходят по домам смывать притолоки. Все это делается потихоньку от мужчин. Зоркий глаз старика здесь считается опасным, а молодым нет доверия. Рано на заре бабушка является по приглашению во двор. С нею всегда есть запас: четверговая соль, зола из семи печей, земляной уголь, выкапываемый на Иванов день из-под чернобыльника. Старшая женщина в доме встречает бабушку у ворот с хлебом-солью, с низким поклоном, с ласковым словом «добро пожаловать». Не входя в избу, бабушка начинает обмывать своим снадобьем притолок, а после вытирает чистым полотенцем. Подарки и угощения оканчивают обряд смывания. После сего уже на целый год остаются спокойными от посещения лихоманок. Если случится с кем-нибудь беда, то уже верное полагают, что она была напущена в чужом доме, по ненависти злых людей.

Святочные гадания продолжаются и в этот день. Богатых девиц провожают подруги со всем почетом пред вечером до ворот. Мать богатой девицы должна у ворот при прощании приглашать подруг взойти в дом; девицы должны выискивать причины, что они теперь не могут быть по разным делам. Это так исстари ведется, хотя бы были самые близкие родные.

16 января.

Именины — Гордей, Ирина, Малахия, Павла.

Обряды: Святочные гаданья. Предосторожности. Отчитывания.

Между поселениями Калужской и Тульской губерний есть поверье, что в этот день голодные ведьмы, возвращаясь с гулянья, задаиваюпг коров. Поселяне для избежания от такой беды привязывают над воротами сальную свечу. Говорят, что будто в старину те только и были счастливы, которые принимали такие предосторожности. Это поверье существует и в Белоруссии.

В народных поверьях есть предание, что только в этот день можно образумить каженника. Мои добрые земляки знают и часто встречают каженнников с сожалением и боязнью. Они не то, чтобы их боялись, а так, просто робеют только; видишь, им страшно смотреть на них. Ведь все человеки. Раздумается и страшно станет глядеть на человека. Кажись бы и беда не велика: всего-то навсего летом в лесу обошли лешие. И тот же человек, да не тот; а посмот ришь. поближе, так он и вышел каженник. Всякий знает, что каженник такой же человек, как и все мы грешные; он видит и слышит, как и все добрые люди. Все это издали только. Подойдите поближе, и тотчас будет видно всякому, что каженник не то делает, что видит, и не то говорит, что слышит. Задумает ли он что делать, все выходит наоборот. Смотришь: начинает делать по-умному, а к концу уж верно сведет дельце, хоть брось. Попробуйте заговорить с каженником, то что твой грамотный: так слова рекой и льются. Зато уж не гневайтесь после, что в его речи нет ни смыслу, ни толку. Ведь за то-то и зовут его каженником. Одного только не знают: от чего каженнику не мил белый свет? Отчего он не дорожит своей жизнью? Жить или не жить — ему все равно. Нет ни тоски, ни кручины, а горюет обо всем. Живет между родными; есть, как и у добрых людей, жена и дети; водится всякое добро больше другого, — а для каженника хоть ничего не будь. Тужит обо всем горемычной сиротой.

Знахари открыли тайну, как навести каженника на добрый путь, как научить его уму-разуму. Призванные исцелять каженника, они надевают белую рубашку навыворот, сажают его семь зорь подле вереи, под ветер, поят травяной росой, окачивают водой из нагорного студенца. Знахарь, как знахарь, и отчитывает каженника от лихости и болести, и отыскивает виноватого по приметам между родными и чужими, и сулит здоровье и долголетие, и обирает подарки. Попробуйте прислушаться к заговорам знахаря: говорит он, как и все мы русские говорим; а что он говорит, никто еще из поселян не успел понять. В деревнях правду говорят, на то он и знахарь, чтобы его никто не понял. Мне случалось видеть каженников: это были люди, одержимые меланхолией.

17 января.

Именины — Агав, Акила, Александр, Ампилий, Ананий, Андроник, Апеллий, Аполлос, Аристарх, Аристовул, Артемий, Архипп, Асинкрит, Афанасий, Ахаик, Анисим, Варнава, Гай, Денис, Евод, Евстафий, Епафрас, Епафродит, Епенет, Ераст, Ерм, Ефим, Ефимия, Зина, Зосима, Иродион, Карп, Кварт, Климент, Кондратий, Крискент, Крисп, Куарт, Лин, Лука, Лукий, Марк, Наркисс, Никанор, Олимп, Онисифор, Онуфрий, Патров, Прохор, Пуд, Пармен, Родион, Руф, Семен, Сила, Сильван, Сосипатр, Сосфен, Стахий, Степан, Третий, Тимон, Тимофей, Тит, Тихик, Трофим, Урван, Фаддей, Феоктист, Филимон, Филипп, Филолог, Флегонт, Фортунат, Хрисанф, Юст, Яков, Ясон.

Последние святочные гадания. — Приметы. — Чертополох.

Любопытные девицы, желая испытать действие своих гаданий, выходят вечером на двор примечать звезды. Если увидят, что Сажары ( Медведица) будут у них с правой руки, то остаются уверенными, что гадания сбудутся. В таком случае, старшая и почетная девушка, всегда дочь богатых родителей, выходит вперед с пирогом, а другие, увиваясь вокруг нее, скороговоркою причитывают:

А и звезды,звезды,

Звездочки!

Все вы, звезды,

Одной матушки,

Белорумяны вы

И дородливы.

Засылайте сватей

По миру крещенному;

Состряпайте свадебку

Для мира крещенного,

Для пира гостиннного,

Для красной девицы,

Свет родимой

Анны Ивановны.

Когда же заметят, что впереди будут Девичьи зори (линия звезд по Млечному Пути), тогда с горем отходят в покои. По преданиям и рассказам, старушки заверяют, что Девичьи зори предвещают еще год девичьей жизни. Отчаянье и грусть девушек, что все гадания были совершенно напрасно — невыразимы.

Уважение нашего народа к чертополоху основано на различных повериях. Старушки говорят, что он и врачует болезни, и утоляет девичьи зазнобы, и отгоняет бесов, и сохраняет в целости домашний скот. Его везде берегут, к нему все имеют доверие. Чертополох, принесенный на север с киевских полей, имеет много чудесного и загадочного. Его приносят женщины переходницы. Не они ли занесли к нам, на север, и разные поверья? Чего доброго, народ смышленый. С незапамятных времен ведется поверье, что если кто хочет быть цел в дороге, тот запасайся для этого вощанками, в которых сварен был чертополох. В великорусских губерниях промышляют вощянками старушки-переходницы, исходившие все пути и дорожки от Москвы-реки до Иордана. Для совершения обряда чертополох предварительно кладется на семь дней и ночей под подушку. Его не должен никто ни видеть, ни трогать. На восьмую ночь, последнюю на святках, приносят чертополох к старушке-переходнице. Она вываривает его с особенными обрядами, с воском и ладаном. Вываренная вощанка зашивается в ладонку.

18 января.

Именины — Аполлинария, Григорий, Лукьян, Мина, Михей, Роман, Синклитикия, Феона, Феопент, Фостирий.

Обряды: Крещенский вечер. Канун Богоявления. Водосвятие. Звезды. Колыхание воды в полночь. Крещенский снег.

Снег — великое дело для русской земли: он на все пригоден русскому человеку. Уважение к нему в деревнях иногда переходит даже в большие странности. О нем есть особенное поверье (миф), предания, обряды и обычаи.

В деревнях под Крещение старушки собирают снег со стогов с полной уверенностью, что только он один может выбелить всякую холстину, чего так не сделают солнце и зола.

Снег, собранный в крещенский вечер, говорят поселяне, может сохранить в колодцах воду во весь год. Стоит только с поля принесть снега, опустить его в колодезь и тогда от него будет спорина и подспорье во весь год, хотя бы во все лето не было ни одной капли дождя.

Снегом, собранным в крещенский вечер, поселяне исцеляют недуги — онемение в ногах, головокружения, судороги.

В Тульской губернии есть поверие, что в этот день где бы ни показался огненный змей, везде найдет свою погибель.

Известно всем и каждому на Руси, что такое за диво огненный змей. Все знают, зачем он и куда летает; но вслух об этом никто не решается говорить..

Огненный змей не свой брат; у него нет пощады: верная смерть от одного удара. Да и чего ждать от нечистой силы! Казалось бы, что ему незачем летать к красным девицам; но поселяне знают, зачем он летает, и говорят, что если огненный змей полюбит девицу, то ее зазноба неисцелима во веки. Такой зазнобы не отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берется. Всякий видит, как огненный змей летает по воздуху и горит огнем неугасимым, а не всякий знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом. «Не любя — полюбишь, не хваля — похвалишь», — говорят старушки, когда завидит девица такого молодца. Умеет оморочить он, злодей, душу красной девицы приветами; усладит он, безжалостный, ретивым сердцем девичьим; затомит он, ненасытный, ненаглядную в горючих объятиях; растопит он, варвар, уста алые на меду, на сахаре. От его поцелуев горит красна девица румяной зарей; от его приветов цветет красна девица красным солнышком. Без змея красна девица сидит в тоске, во кручине; без него она не глядит на Божий свет; без него она сушит, сушит себя. Посудите же, добрые люди, какое горе для семьи — гость огненный змей!

Неизвестно, когда и кем открыто средство — как погубить змея. Пред тем часом, как быть змею, насыпают на загнетку снегу, собранного в крещенский вечер. Говорят, что змей, когда будет опускаться в трубу, погибает навсегда.

В степных селениях Тульской губернии старики замечают, что если в крещенский вечер звезды блестят и горят, то предрекают плодородие ягнят. Тогда они говорят: «Ярки звезды породят белые ярки».

19 января.

Именины — Генрих.

Праздник — Крещение Господне, Богоявление, Водокрещи.

Обряды — Крещенские морозы. Встречи. Предсказание.

Водокрещи — слово старое, осталось только между поселениями Московской, Тульской, Орловской и Киевской губерний. Сим словом они выражают:

1) Время. «От оспожинок до водокрещей минуло. — От водокрещей до Евдокей пройдет семь недель с половиной».

2) Праздник — когда совершается на реках святое водосвящение.

Крещенские морозы, известные своею жестокостью, по преданию поселян, предвещают плодородие. Киевляне, говоря о сих морозах, прибавляют: «Трещи не трещи, а минули водокрещи».

В великорусских губерниях девушки пекут пироги и выходят с ними вечером окликать суженного. Возраст, вид, голос, имя, платье и разговорчивость представляют им данные угадывать будущего суженого.

Приметы. На Крещение день теплый — будет хлеб темный (густой). Если на воду идут (на Иордан) в туман — хлеба будет много. На Крещение метель — на Святой метель. Метет снег хлопьями — к урожаю. Звездная ночь — урожай на горох и ягоды. Если в этот день будет метель, то же самое будет и на масленице.

20 января.

Именины — Афанасий, Иван.

Праздник — Собор святого Иоанна Предтечи

Иоанн Креститель все праздники увел. Перезимье о весне весть подает. С этого дня начинались женские посиделки с работою — рукоделием. Покровителями этого ремесла считались святые Косьма и Дамиан.

21 января.

Именины — Анастасий, Антон, Аттик, Василиса, Георгий, Григорий, Домника, Евгений, Емельян, Изот, Илья, Инесса, Исидор, Картерий, Кельсий, Кир, Марионилла, Паисий, Феоктист, Феофил, Элладий, Юлиан.

Приметы. Обычай.

В Тульской губернии старики примечают, что если в этот день будут сильные ветры от Киева — с юга, то будет лето грозное. Тогда говорят они: «Коли на Амелъяна подует с Киева, то быть лету грозному».

В степных местах принято в обычай на этот день угощать кума с кумой.

Поселяне думают, что угощение кума с кумою приносит здоровье детям.

Кум и кума, приходя в званый дом, приносят в подарок: брусок лгыла и полотенце и, вручая его, говорят: «Вот тебе, кулю, мыльцо да белое белильцо для крестника»

22 января.

Именины — Антонина, Евраст, Захар, Никандр, Пантелеймон, Петр, Полиевкт, Самей, Филипп.

23 января.

Именины — Аммоний, Григорий, Дометиан, Макар, Маркиан, Павел, Феозва, Феофан.

Приметы — В Тульской губернии поселяне выходят смотреть на сенные стога и хлебные скирды, и если заметят, что на них есть иней, то предрекают, что лето будет сырое и мокрое. На Григория Нисского иней на стогах — к мокрому году.

24 января.

Именины — Агап, Майор, Михаил, Ромил, Степан, Терентий, Федор, Феодосий.

Праздник — Преподобного Феодосия Великого.

25 января.

Именины — Галактион, Евпраксия, Леандр, Макар, Мартиниан, Мертий, Петр, Савва, Сильван, Татьяна.

Татьянин день.

В православных святцах имя Татьяна встречается всего один раз, в этот день. По преданию, это имя девушки из знатной римской семьи, которую решили принести в жертву Аполлону. (что именно сделать — не понятно, врядли умерщвлить.) Она молит Бога не допустить этого. Ее пытают. Затем отдают льву в цирке, но зверюга ее есть нее желает, а только облизывает ступню. Девушку казнили.

26 января.

Именины — Афанасий, Варсонофий, Елизар, Ермил, Иринарх, Иуда, Иуст, Исай, Максим, Никифор,, Никодим, Пахом, Петр, Стратоник, Яков.

27 января.

Именины — Агния, Адам, Андрей, Аристарх, Вениамин, Гелласий, Давид, Домн, Евсевий, Еремей, Илья, Иосиф, Ипатий, Исаакий, Макар, Марк, Маркел, Моисей, Нина, Орион, Павел, Пафнутий, Прокл, Савва, Сергей, Степан, Феодул.

28 января.

Именины — Варлаам, Гавриил, Елена, Елпидий, Карл, Павел, Пансофий, Прохор.

29 января.

Именины — Галатиан, Данакт, Елевсипп, Иовилла, Леонилла, Максим, Неон, Петр, Спевсипп, Турвон.

Приметы — Поселяне Костромской губернии на день Петри Полукорма выходят осматривать сенники и амбары. В сенниках, осматривая сено и солому, замечают, столько вышло корму для скотины и сколько его остаюсь до весны.

Поселяне думают, что от этого дня ровно остается половина зимнего корма.

Излишний остаток житного хлеба в амбарах предвещает плодородие.

В Псковской губернии поселяне, снаряжая для продажи леи говорят: «Коли есть метла да костра, то будет хлеба до Петра, а синец и звонец доведут хлебу конец».

В этом выражении поселян заключаются свои приметы: метла, или метлина, и кострика, как предметы малоценные в льняной торговле, не обещают больших барышей и что вырученные деньги от такого льна достаточны только будут на покупку хлеба до дня Петра Полукорма.

Лен синий (синец) и издающий звук при трепании (звонец) обещает худой торг, житье голодное и бесхлебное.

30 января.

Именины — Антон, Антонина, Ахилл, Георгий, Иван, Мартирий, Феодосий.

31 января.

Именины — Афанасий, Дмитрий, Емельян, Ефрем, Иларион, Кириак, Кирилл, Ксения, Максим, Маркиан, Феодосия.

Афанасьевские морозы. — Изгнание ведьм.

По приметам поселян, на день Афанасия Ломоноса всегда бывают сильные морозы. Обозники и ямщики, отправляющиеся из степных мест в Москву, часто подвергаются отмороживанию лица. Другие, глядя на них, говорят: «На Афанасъя береги нос».

Верование поселян наших в ведьм есть явление незапамятное и так глубоко укоренилось, что никакие убеждения не в состоянии поколебать его. Знахари и колдуны являются к услугам, с обещаниями изгнать и уничтожить ведьм. Избавителей принимают с радостью, с подарками. Знахарь или колдун является ночью; одни только старшие в доме знают о его прибытии. Ровно в полночь он начинает заговаривать трубы — обыкновенный путь ведьм, — забивает клинья под князек, сыплет семипечную золу по загнетке и, наконец, отправляется на край селения, где снова, у изгородья, повторяются те же проказы. Известно, что ведьмы, желая нанести вред, влетают в трубу; но как скоро будет труба заговорена, то весь дом и двор уже свободны от ее проказ. Ведьмы, отлетая вдаль, всегда летят на юг, по направлению к Лысой горе, а возвращаются на запад. Западное изгородье заговаривают знахари. Ведьма, подлетая к очарованному изгородью, с досады или убивает себя, или отлетает в другое место. Есть из знахарей такие доки, которые умеют пересадить ведьму за тридевять земель; но такие знахари редки, и труды их оцениваются большими издержками — коровою или лошадью. Знахари уверили поселян, что только на афанасьевские морозы можно изгонять ведьм; всякое другое время неудобно. Будто в эти дни ведьмы летают на шабаш и там теряют память от излишнего веселья.

Приметы — На Афония ломоноса — береги нос (морозы). Помело метлой на маслину — придет государыня метельная. В полдень солнце — весна ранняя.