Февраль

Приметы, праздники, обряды месяца Февраль

Слово февраль, или февруарий — не русское; оно зашло к нашим отцам также из Византии. Коренные славянские название сего месяца были другие. Наши предки называли его сеченъ (по тексту харатейного Вологодского Евангелия) и снежен (по тексту Полотского Евангелия); малоруссы и поляки — лютый, иллирийцы — велъяча, кроаты — свеченъ и сеченъ, карниольцы — свичан, венды — свечник, сечан, друиник, т.е. второй, сорабы — свечковний, чехи и словаки — уноръ. Название февраль в старинных святцах встречается с половины XI века. Поселяне доселе его называют бокогрей, основываясь на том, что скотина выходит в феврале из хлевов обогревать бока. В наших летописях его называли свадебным, от зимних свадеб, совершаемых от дня Богоявления до масленицы. Это название доселе удержалось между поселянами Костромской губернии. По новому счету русской годовщины февраль считается вторым, по старому, когда год считали с марта, он был двенадцатым, а когда с сентября, он был шестым.

Поговорки:

  • Январю-батюшке — морозы, февралю — метелицы.
  • Февраль солнце на лето поворотит.
  • Февраль медведю в берлоге бок нагреет.

В это время пасечники держат ульи в погребе, чтобы при первых теплых днях пчелы не вылетели. Если в феврале луна в кругу — скоро растает снег.

1 февраля.

Именины — Арсений, Генрих, Григорий, Евфрасия, Луиза, Макар, Марк, Метелий, Савва, Федор, Феодосия, Януарий.

2 февраля.

Именины — Василид, Васс, Евсевий, Евтихий, Ефим, Захар, Инна, Лаврентий, Лев, Пинна, Римма.

Праздник — Преподобного Евфимия Великого

Приметы — На Ефима метель — вся Масленая метельная. Ефимий весну показывает: солнечно во второй день февраля — красную весну, пасмурно — не миновать поздних метелей.

3 февраля.

Именины — Агния, Акила, Анастасий, Валериан, Евгений, Иван, Кандид, Максим, Неофит, Феодосий.

Приметы — Коли погода ясная — к ранней весне.

4 февраля.

Именины — Агафон, Ананий, Анастасий, Гавриил, Георгий, Иван, Иосиф, Леонтий, Макар, Мануил, Парод, Петр, Сионий, Тимофей.

Тимофей — полузимник. Тимофеевы морозы.

Ползимы прошло, настает пора метелей.

Приметы — Сильные морозы, бываемые в этот день, получили название тимофеевских, по дню, празднуемому в этот день, св. Тимофею. Поселяне говорят: «Пожди тимофеевских морозов! — Каков на дворе мороз-от! слышь, тимофеевскии».

В селениях Тульской губернии говорят, что на этот день ровно приходится половина зимы. Тогда говорят они: «Вот и пришли полузимники». Другие же говорят: «Ползимы стане на Тимофея-полузимника».

5 февраля.

Именины — Агафангел, Геннадий, Евсевий, Климент, Мавсима, Павлин, Саламан, Федор, Феоктист.

Приметы — Крепкие морозы в феврале бывают только по ночам. Сечень-февраль рассекает зиму с летом, ставит межу между годами, между зимой и весной.

6 февраля.

Именины — Агап, Анастасий, Вавила, Герасим, Денис, Евсевия, Зосима, Иван, Ксения, Македон, Павел, Тимофей, Филон.

Приметы — В этот день замечают цены разным хлебам. Если цены на хлеб повышаются, то поселяне уверены, что будущий урожай будет скудный и на хлеб дороговизна; если же цены на хлеб понижаются, то они замечают из этого будущий урожай с избытком. Наблюдательные старики говорят: «Коли до Аксиньи-полухлебнцы жита хватит, то до новин станет половина, а до корма треть».

По замечаниям стариков, в северных губерниях на этот день приходится ровно половина зимы. Тогда они говорят: «Вот-те Аксиньи полу зимники».

На Ваге, Шенкурске, Вельске замечают, что если в этот день будет хорошая погода, то говорят, что будет и весна красная.

7 февраля.

Именины — Авксентий, Александр, Аполлос, Виталий, Григорий, Дмитрий, Моисей, Маресий, Поплий, Сильван, Феликс, Фелицата, Филипп, Януарий

Праздник — Святого Григория Богослова.

Приметы — Каков Григорий с утра до полудня, такова и первая половина следующей зимы, а каков с полудня до вечера — другая половина зимы.

8 февраля.

Именины — Аммоний, Ананий, Аркадий, Берта, Гавриил, Иван, Иосиф, Ирма, Климент, Ксенофонт, Мария, Павла, Петр, Семен, Федор. Мария полузимница.

Приметы — Мария-полузимница, полухлебница, застольница. Февраль выдувает зиму. Посылает Мария метель надолго — плохие будут корма.

9 февраля.

Именины — Гермоген, Дмитрий, Иван, Петр, Полихроний.

Праздник — Перенесение мощей святого Иоанна Златоуста.

Приметы — Февраль воду подпустит, март — подберет. Если начало февраля погожее, то и весну ждали раннюю, ясную.

10 февраля.

Именины — Георгий, Ефрем, Исаакий, Палладий, Феодосий, Хариса.

Обряды — В селениях Тульской губернии есть поверье, что в этот день если хозяйка не оставит на ночь гостинца для домового, то будто он из доброго превращается в лихого. С этой переменой во дворе и избе все пойдет наизворот: спорина пропадает, скот худеет и чахнет, люди заболевают, беды летят со всех сторон. Суеверные люди твердо уверены, что болезни и несчастья, появляющиеся с этого дня, происходят от лихого домового. Колдуны и знахари, обольщающие поселян, уверили простодушных, что домового можно унять кудесами; а чтобы его всегда держать в смирении, то нужно ставить на ночь гостинцы.

Поселяне, для смирения домового, после ужина оставляют на загнетке горшок каши, обкладывая его вокруг горячими угольями. Будто ровно в полночь домовой выходит из-под печи и ужинает. С той поры он целый год бывает смирен и услужлив.

Кудесы, унимающие домового, заключаются в следующем: колдун, призванный во двор, ровно в полночь зарезывает петуха, выпускает кровь на голик. Этим-тоголиком выметает все углы в избе и во дворе, вместе с причитанием разных заговоров. Все это совершается до пения последних петухов. Колдун получает подарки за свои кудесы, а хозяева остаются с уверенностью, что домовой смирится.

Приметы — На Ефрема всяко бывает: то капель с крыш при морозе, то ветер понесется и спутает погоду.

11 февраля.

Именины — Авив, Герасим, Дмитрий, Игнатий, Иона, Иперехий, Лаврентий, Лука, Мокей, Паригорий, Питирим, Роман, Сильван, Филофей, Юлиан, Яков.

Батюшка-февраль пришел, мужик зиму перерос. Весь февраль зима с весною борется. Хоть февраль злится, но весну чует.

12 февраля.

Именины — Василий, Григорий, Зенон, Иван, Ипполит, Кенсорин, Климент, Петр, Савин, Федор, Феофил, Хрисия.

Приметы — Ветер понесся — к сырому году.

13 февраля.

Именины — Афанасий, Афанасия, Беатриса, Виктор, Викторин, Диодор, Евдоксия, Иван, Илья, Кир, Клавдий, Никита, Никифор, Папий, Серапион, Трифена, Феодотия, Феоктиста.

14 февраля.

Именины — Анастасий, Василий, Вендимиан, Давид, Карион, Перпетуя, Петр, Ревокат, Сатир, Сатурнил, Секунд, Семен, Тимофей, Трифон, Фелицитата, Фелиция

Трифон Перезимник.

Обряды — Есть старое предание у поселян Калужской и Московской губерний, что только на этот день можно заклинать губителей скирдов и стогов — мышей. По их верованию, заклятие не только может сгубить мышей, но и совсем искоренить их из селения. Призванный знахарь вынимает из средины скирда по снопу, со всех четырех сторон из стогов берет по клоку сена. Все это сносится в печь, зажигается раскаленною кочергою. Зола, оставшаяся от сожжения соломы и сена, всыпается в те места, откуда были вынуты снопы и сено. Знахарь во все время читает заговоры и громко произносит заклятия. Знахаря сопровождает во всех проделках хозяин с хозяйкою с хлебом-солью и чистым полотенцем. Возвращаясь с гумна, знахаря угощают и отдаривают. Для образца мы приводим здесь заклятие знахаря:

«Как железо на воде тонет, так и вам, гадам, сгинуть в преисподнюю, в смолу кипучую, в ад кромешный. Не жить вам на белом свете, не видать вам травы муравой, не топтать вам росы медяной, не есть вам белоярой пшеницы, не таскать вам золотого ячменя, не грызть вам полнотелой ржи, не таскать вам пахнущего сена. Заклинаю вас, мышей, моим крепким словом на веки веков. Слово мое ничем не порушится».

Приметы — На Трифона звезд много — весне длинная дорога. По мышам: коли полевая мышь вьет гнездо высоко, то цены на хлеб будут высокие; когда вплоть у земли — низкие, если мыши погрызут кусок злеба сверху — он будет дорог, снизу — дешев, а сбоку — средняя цена. Мыши одолевают перед голодным годом.

15 февраля.

Именины — Агафодор, Гавриил, Иордан.

Праздник — Сретение Господне.

Приметы — Сретенские морозы в Тульской губернии считаются последними, и после них поселяне не решаются пускаться вдаль на санной езде. Там по преданию оттепель, появляющаяся в этот день, предвещает худую и гнилую весну.

Приметы, наблюдаемые поселянами в этот день, бывают различны, смотря по местности.

В Костромской губернии при появлении оттепели, говорят: «На Сретенъев день от воробья стена мокра». С этим вместе они примечают появление ранней весны.

В Рязанской губернии, при выпадении снега, говорят: «На Сретение снежок, пригонит на весну дожжок». Если появится метель, то говорят: «Коли на Сретенье метель дорогу переметет, то корма-то подберет». С этой приметою у них соединяется понятие о поздней осени, недостатке корма.

В Тульской и Рязанской губерниях есть поверье, что с этого дня в первый раз появляется весенняя теплота. Для этого у них есть поговорка: «На Сретенье зима с летом встретилась».

В Тульской губернии, когда середь дня появится солнце, говорят: «Солнце идет на лето, а зима на мороз».

В Каширском уезде есть предание о погибшем семействе, предпринявшем в этот день поездку вдаль, за рыбою, к масленице.

Жил когда-то, говорят они, старик с семьею сытно и богато. Всего было у него много и во всем ему была спорина. Наградил его Господь детками умными и талантливыми. Чего сам старик недодумает, то детки домыслят, а чего детки не сумеют, то отец научит. Поженил старик всех детей на один день, а поженивши, задумал напоить, накормить всех сватов и сватеи, а корм для них порядил на шцрокои масленице. Вот и вздумал старик на промысел: съездить вдаль за рыбою, заработать копейку и гостей удоволить. Старик все собирался, ждал пути и дороги; глядь-поглядь и Сретенье на дворе, а там и масленица на носу. И собрался старик всей семьей, оприч баб и ребят, а на поезд снарядил семь подвод. Как прочуяли бабы про наряд за рыбою, так и невесть что вышло. И повоют, и поплачут бабы вокруг мужей: не тут-то было. Задумали бабы и свои хитрости: и сны-то им недобрые виделись, и тоска-то на них не к добру нападала, и домовой-то их к худу давил. Известно бабье дело: не спорь с ними. Нет-таки, старик не слушает их. Поеду-таки, поеду за рыбою, накормлю об масленице сватов и сватеи, говорит он им. Ведь не что сделаешь с мужиком: упрям живет и отродясь не слушает. Как на беду на самое Сретенье началась оттепель. Взвыли бабы пуще прежнего от лихой приметы. «Погляди-ко, родимый, на двор: какая стала оттепель? Ведь морозы-то минули; подуло с весны». Не бывать добру, не видать мужей, голосят бабы. Старик-таки все думает: поеду да поеду. Вот и поехал старик за рыбою на семи подводах, а на тех подводах посажал сыновей, да и сам сел. Ждут бабы своих мужей неделю, а об них и слуху нет; ждут и другую, и никто вести не кажет. Вот и пестрая неделя наступила, а родимых все нет. Подошли и заговины, а с ними и слухи пошли: вот там-то мужик утонул, а там-то двух мужиков замертво нашли. Воют бабы пуще прежнего. Кому масленица, а бабам Великий пост. И прослышали бабы о беде: на Волге, де, их мужья на льду подломились с подводами. Никто-то не спасся. Вестимо дело, у того и беда на носу висит, кто не чтет примет да не слушает старых людей. А и на что было старику ехать на Сретенье, коли на дворе оттепель? Не слушался, так и поминай как звали. Сиротство-то, сиротство какое оставил!

16 февраля.

Именины — Адриан, Азарий, Анна, Влас, Гавриил, Диодор, Дмитрий, Клавдиан, Клавдий, Николай, Папий, Роман, Святослав, Семен, Симеон.

Анна Пророчица и Семен Богоприимец.

Приметы — В селениях Тульской губернии, после сретенской оттепели, рачительные хозяева начинают починиватъ летнюю сбрую, ездовую и пахатную. С ранней зари, помолясь всей семьей, выходят в сараи и занимаются работой. Для починок варится в этот день семейная саломата, дорогое и лакомое кушанье поселян. Тогда-то, говорят поселяне: «Приехала саломата на двор, расчинай починки».

В селениях Владимирской губернии есть поверье, что в этот день лихой домовой ночью заезжает лошадей. В отвращение зла, поселяне, по чьим-то советам, придумали привязьшать на шею лошадям кнут и онучи. Все это делается для того, будто домовой тогда не смеет дотронуться до лошади, воображая, что на ней сидит сам хозяин.

17 февраля.

Именины — Авраамий, Георгий, Иадор, Иван, Иосиф, Исидор, Кирилл, Констанция, Николай, Фалалей, Юрий.

Приметы — Никола Студеный — волчий сват, маковый закат. Этот день считался одним из самых студеных в феврале. Всегда стоят сильные морозы и идет снег. На студеного Николу снегу навалит гору. Время звериных свадеб.

18 февраля.

Именины — Агафья, Антон, Василиса, Евгарий, Макарий, Полиевкт, Феодосий, Федулия, Элладий.

Приметы — В селениях Нижегородской губернии есть поверье, что на этот день пробегает по селам заморенная коровья смерть. Поселяне наши чуму рогатого скота олицетворяли мифом и разными сказаниями. Коровья смерть является людям в виде старой отвратительной женщины. Это не то, что старая ведьма с хвостом; у коровьей смерти есть своя примета: «руки с граблями». Она сама никогда в село не заходит, а всегда мужики завозят ее с собой. Зато уж как заберется куда эта дорогая гостья, то досыта натешится: переморит всех коров, изведет все племя до конца. Коровья смерть появляется более в конце или в начале осени. Наши поселяне твердо уверены, что одно только опахиванъе, совершенное с таинственным обрядом, изгоняет коровью смерть. От этого обряда она скрывается по лесам и болотам до тех пор, пока скотина выйдет на солнце обогревать бока. Тогда она, чахлая и заморенная, бегает по селам и с горя скрывается в степи, если не успеет пробраться в хлевы. Робкие поселяне тогда запирают свои хлевы; а дальновидные и опытные убирают хлевы лаптями, обмоченными в деготь, с уверенностью, что такие лапти отгоняют от скота заморенную коровью смерть.

В зажиточных селениях, где печи построены с трубами, происходят в этот день большие хлопоты. С вечера закрывают трубы крепко-накрепко,замазывают глиною, на загнетках покуривают чертополохом; никто не спит ночью от малого до большого. И все эти хлопоты для того, что будто в этот день вылетают из ада нечистые духи в виде птиц и заглядывают в трубы. Где оплошают, не примут предосторожностей, там уж наверно поселятся нечистые. Выживай тогда их, отыскивай знахарей. Сколько хлопот и забот с ними. Все лучше, как заранее примешь меры, и после живи не тужи. Вот, если уж куда заберется нечистый, так весь дом поднимет вверх дном. Все перебьет и переколотит; ничего не останется на месте. Хозяева беги вон, если хотят быть живыми. Достается и соседям, и прохожим. Такие беды бывали в старину и в городах. Спросите только, и вам, как по пальцам расскажут, когда и где это было на самом деле.

19 февраля.

Именины — Варсонофий, Василий, Вукол, Дорофея, Евласий, Каллиста, Ликарион, Максим, Мария, Марфа, Себастьян, Фавста, Фауст, Феофил, Фотий, Христина, Юлиан

Вукол Телятник.

Появляется приплод. На святого Вукола телятся жуколы (коровы).

Приметы — Морозы в этот день обещают бурную весну, сухое и жаркое лето.

Жуколами поселяне Костромской губернии называют коров и телят, рождающихся в феврале месяце. Там есть поговорка: «На день святого Вукола — телятся жуколы».

20 февраля.

Лука.

Приметы — Полуденный ветер на Луку — к урожаю яровых.

Именины — Лука, Парфен, Петр.

21 февраля.

Федор.

Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте. Последняя суббота февраля на этой неделе — Вселенская Родительская суббота (мясопустная).

Именины — Захар, Макар, Никифор, Поликарп, Савва, Степан, Федор, Филадельф.

22 февраля.

Никифоры — Панкраты.

Именины — Геннадий, Изабелла, Иннокентий, Маркелл, Никифор, Панкрат, Петр, Филагрий.

23 февраля.

Прохор.

На Прохора и зимушка-зима заохала.

Именины — Анна, Антон, Аркадий, Валентина, Ваптос, Василий, Галина, Геннадий, Григорий, Иван, Карп, Лука, Логин, Марк, Мартирий, Павла, Пимен, Порфирий, Прохор, Семен, Харлампий, Эннафа.

24 февраля.

Именины — Влас, Всеволод, Гавриил, Дмитрий, Захар, Порфирий, Феодора.

Приметы — Власъевские морозы. — Волос. — Опахивание

Власъевские морозы в Костромской губернии считаются последними. Напротив того в Тульской губернии эти же самые морозы называются в числе семи крутых утренников. От этого самого там говорят: «Власъевские утренники подошли, держи ухо востро!» Счет утренникам наблюдают там: «Три до Власия да три после Власия, а седьмой на день Власия». Во многих местах о последних власьевских морозах сохранилась народная поговорка: «Власий, сшиби рог с зимы».

Набожные наши поселяне в этот день служат молебны святому мученику Власию и молят его о покровительстве и защите домашнего скота, особливо коров. Во имя его прихожане устраивали в старину приделы и часовни. Прасолы, торгующие скотом, в Зарайске и других городах, пред началом своего торга, служат молебны святому Власию. В Вольском уезде Вологодской губернии, в Ракульском погосте находится древняя церковь, выстроенная в лесу, во имя святого Власия. Сюда съезжаются поселяне для молитвы святому угоднику. Поселянки приносят в храм коровье масло и кладут его пред образом святого угодника. Это масло называется в Вельском, Череповецком и Белозерском уездах воложным. По окончании обедни приходский священник служит общий молебен, а потом, по усердию молебщиков, и частные. В Шенкурском уезде молебствие совершается в субботу пред Святою Пятидесятницею. Тогда к церквам приводят коров для окропления святою водою. То же самое отправляют и во время скотского падежа.

В языческой жизни наших отцов было поклонение Волосу, или Велесу, истукану скотия бога, находившемуся в числе киевских божеств. Имя его известно нам еще по договорам русских с Царьградом. Так, в договоре Святослава с греками сказано: «Да имеем клятву от бога, в его же веруем, в Перуна и Волоса, скотья бога». По стародавнему закону наших отцов видим, что верование в Волоса, распространенное от Киева до Новгорода и Ростова, позднее всех прекратилось. Святой Авраамий Ростовский сокрушил идола Белеса в Ростове уже в XII столетии. Между тем как в Киеве он прекращен был великим Владимиром: «Волоса, его же именоваху скотья бога, повел в Почайну реку врещи» (Макарьевская великая Минея рукописная). Наши стародавние поэты по словам певца Игорева слова считались Велесовыми внуками. Имя Белеса сохранялось долго в народных памятниках. В Новгороде была Волосова улица. В Переяс-лавле-Залесском при царе Василии Иоанновиче Шуйском находился Волосов камень (житие Иринарха Ростовского в рукописи). В Южной России, по рассказам отца Сабинина, перед жнитвою старухи завивали бороду Волосу. Собрав горсть колосьев, не вырывая жито из корня, они завивали их между собою и завязывали в узел. Борода Волосова жницами оставлялась неприкосновенною. Верование в Волоса существовало и между другими славянскими племенами. Имя его известно у иллирийских славян. В Богемии есть гора Белее, на Вардаре есть урочище Белее, в Кроации находятся места: Велешевец, Велешковец, Велетня. На латинском языке Велес означает тени усопших, приходящих к живым. И у нас на Руси есть созвучные сему слову места: Волотя, деревня близ Тулы, Болотова поле под Новгородом, Волъснща река. Много существует мнений о происхождении Волоса; но ни одно из них не выражает настоящего значения. Одни отыскивают его в скандинавской мифологии в словах Vali-ass, Val-ass и полагают, что этот Валасе, покровительствовавший земледелию и скотоводству, есть славянский Волос. Другие отыскивают его в языческом празднике мордвы: Велъ-Оск, предполагая, что нынешняя мордва, как потомки ростовской мери, переселившейся за Оку, могла сохранить предание о Волосе. Оба эти мнения можно только считать удачными предположениями ученых людей, и никак не более. Третьи производили Волоса от ассирийского Ваала и приписывали ему значение бога земных тварей. Само собою разумеется, что это мнение навсегда будет бесполезным для славянской мифологии. Страннее всего, что никто до сих пор не хотел отличать киевского Волоса от ростовского. В Киеве жили славяне и могли веровать Волосу по-своему. Около Ростова жили мери и могли веровать также по-своему.

Обряды — Народный обряд опахивания принадлежит к остаткам древнего языческого верования наших отцов. Поселяне отправляют его для прекращения коровьей смерти. Пораженные ужасными бедствиями, они, после мирского совещания, решаются опахивать землю. Мужья, изъявив свое согласие, предоставляют этот обряд своим женам. повещалка, женщина старая, опытная в подобных проделках, с раннего утра повещает по всем домам: пора, де, унять лихость коровью. Входя в избу, она сзывает к себе женщин и открывает им на совете задуманное предприятие. Согласие всегда бывает готово, а уверенность в обряде опахивания придает особенную решимость. В знак согласия женщины обмывают руки водой и утирают их ручником, который носит с собой повещалка. После сего обряда, она строго приказывает всему мужескому полу от мала до велика: «Не выходить из избы ради беды великой». Ровно в полночь повещалка, в одной рубахе выходит к околице и с диким воплем «ай! ай!» бьет в сковороду. На этот вызов выходят все женщины с ухватами, кочергами, помелами, косами, серпами и дубинами. Мужчины запирают ворота, загоняют скот в хлева и привязывают собак. Повещалка, сбросив с себя рубаху, со всевозможным неистовством произносит клятвы на коровью смерть. В это время другие женщины подвозят соху, надевают на нее хомут и запрягают. С зажженными лучинами начинается троекратное шествие вокруг всего селения. Впереди всех идет с сохою повещалка и проводит борозду межеводную, за ней следуют несколько женщин на помелах в одних рубашках с распущенными волосами. Сзади них идет толпа, размахивая по воздуху кочергами, косами, серпами, ухватами и дубинами, с полною уверенностью уничтожить сими действиями носящуюся над селениями коровью смерть. Во время шествия они поют следующую песню:

От Океан-моря глубокого,

От лукоморья ли зеленого

Выходили дванадесятъ дев.

Шли путем, дорогой немалою.

Ко крутым горам, высокиим,

Ко трем старцам, стариим.

Молились, печаловалисъ,

Просили в упрос Дванадесятъ дев:

Ой вы, старцы старые!

Ставьте столы белодубовые,

Стелите скатерти браные,

Точите ножи булатные,

Зажигайте котлы кипучие,

Колите, рубите намертво

Всяк живот поднебесной.

И клали велик обет Дванадесятъ дев:

Про живот, про смерть.

Про весь род человечъ.

Во ту пору старцы старые

Ставят столы белодубовые,

Стелят скатерти браные,

Колят, рубят намертво

Всяк живот поднебесной.

На крутой горе, высокой.

Кипят котлы кипучие,

Во тех котлах кипучиих

Горит огнем негасимым

Всяк живот поднебесной.

Вокруг котлов кипучиих

Стоят старцы старые,

Поют старцы старые

Про живот, про смерть,

Про весь род человечъ.

Кладут старцы старые

На живот обет велик,

Сулят старцы старые

Всему миру животы долгие;

Как на ту ли злую смерть

Кладут старцы старые

Проклятъице великое.

Сулят старцы старые

Вековечну жизнь

На весь род человечъ.

С окончанием сего обряда все женщины расходятся по домам с полною уверенностью, что за обведенную черту вокруг селения не может пробраться коровья смерть. Горе тому животному, которое попадется в это время навстречу неистовым женщинам: его убивают без пощады, предполагая, что в образе его скрывалась коровья смерть.

В великорусских и малорусских селениях есть старые предания, что для истребления коровьей смерти обрекали на смерть женщину, заподозренную целым миром в злых умыслах. Женщин, обреченных на смерть в великорусских селениях, завязывали в мешок с кошкою и петухом и живых зарывали в землю. Напротив того малоруссы таких женщин топили в озерах и реках. Оба предания едва ли могли когда-нибудь существовать на самом деле.

25 февраля.

Именины — Алексей,Антон, Вассиан, Евгений, Констанция, Мария, Мелетий, Сатурнил, Урван.

26 февраля.

Именины — Артемий, Анисим, Евлогий, Зоя, Мартин, Мартиниан, Никандр, Прискилла, Светлана, Семен, Степан, Тимофей, Юстиниан.

Мартиниан Укротитель Страстей.

В известном сказании о святых, Мартиниану полагается особая молитва от блудных страстей.

27 февраля.

Приметы — В этот день хорошая погода — к морозам.

Именины — Авксентий, Авраамий, Георгий, Исаакий, Кирилл, Марон, Михаил, Федор, Филимон.

28 февраля.

Именины — Арсений, Афанасий, Анисим, Евсевий, Евфросиния, Майор, Пафнутий.

Обряды — Онисим Овчарник.

В Тульской губернии есть предание, что в этот день овчары должны окликать звезды для обильного плодородия овец. Заботливые хозяева заранее уговаривают овчаров на сей подвиг. Вечером, когда появятся звезды, выходят оба за околицы и кладут на все четыре стороны по три поклона. Овчар становится на руно и произносит следующие слова: «Засветись, звезда ясная, по поднебесью на радость миру крещеному; загорись огнем негасимым на утеху православным. Ты заглянъ, звезда ясная, на двор к рабу такому-то. Ты освети, звезда ясная, огнем негасимым белояровых овец у раба такого-то.

Как по поднебесью звездам несть числа, так бы у раба такого-то уродилось овец более того». После сего окликания хозяин приводит овчара к себе в избу, угощает его вином и наделяет подарками.

В селениях Рязанской и Тульской губерний был обычай исстари сбирать в амбарах разные семена, выставлять их на три утренние зори на мороз и потом откладывать их к будущему посеву. Этот обычай, называемый ими семенное, производился с надеждою на обильный урожай.

Рукодельные женщины, оканчивая пряжу льна и конопель, отбирали первый моток, лучший из всей пряжи, и в этот день выставляли его на утреннюю зарю, с уверенностью, что вся пряжа будет бела, чиста и крепка. Этот обычай они называют: зорнитъ пряжу.

В этот день гадали — у кого пойдет дым от загашенной свечи, тот помрет в этот год.

Приметы — Зимобор. Зима становится безрогой. Начинается борьба наступающей весны с зимой. Спорят, кому идти вперед, а кому вспять повернуть.

29 февраля.

Именины — Илья, Порфирий.