Эпоха Рыб
Об эпохе Рыб написано, пожалуй, больше, чем о всех других вместе взятых, и это вполне понятно, ведь именно в эту эпоху мы живем и ее проблемы волнуют нас непосредственно. Обилие фактов и эмоций и облегчает и затрудняет ее анализ, тем более, что, завершая зодиак, Рыбы как бы суммируют и трансформируют в себе свойства всех знаков. Знак Рыб ассоциирован с водной стихией в последнем, третьем ее проявлении и находится под двойным управлением: первый управитель — Нептун, второй — Юпитер. Рыбы — как бы первородный Океан зодиака (недаром этот знак управляет большими массами воды), первозданный Хаос, наполненный неоформленными потенциями. Именно из этого Хаоса рождается Идея Овна, которая материализуется в Тельце, обретает связи в Близнецах и, пройдя по зодиаку, обогащаясь идеями каждого знака, максимально формализуется в Козероге, чтобы потом начать распадаться на внутренне противоречивые части в Водолее и окончательно раствориться до неоформленных потенций в Рыбах. Такой круг повторяется много раз, но каждый раз на новом уровне. Эта демиургическая функция Рыб проявляется в двух мифопоэтических вариантах — активном, когда рыба приносит со дна первозданного океана ил, из которого и создается земля, и пассивном, когда рыба (кит) служит опорой земли.
Рыбы олицетворяют высшее, но не оформленное в систему знание, мистическое, медитативное и интуитивное мышление — мышление, не привязанное к конкретной логике, но подверженное вдохновениям и откровениям. Весь опыт зодиака порождает в Рыбах мудрое этическое всеприятие, доходящее до неразличения добра и зла, что в ряде случаев ведет Рыб к самообману, самоодурманиванию и мечтательности. В то же время управление Нептуна придает многим проявлениям Рыб окраску фанатизма, а второе управление Юпитером часто реализует этот фанатизм в области философии и религии. Эти же планеты, впрочем, придают Рыбам и такие эмоциональные характеристики, как великодушие (Юпитер) и неземную, надличностную любовь (Нептун). Кроме того Юпитер — это экспансия, и именно в эпоху Рыб осуществилась христианская экспансия в «новый свет», уничтожившая целую американскую цивилизацию и захватившая новые просторы.
Противостоит знаку Рыб знак Девы, ассоциированный со стихией Земли во втором ее проявлении и управляемый Меркурием. Земная стихия определяет материальную ориентацию этого знака, однако, в отличие от Тельца, который символизирует вещь, выраженную только в ее собственных свойствах и в самосоотнесении, Дева уже отслеживает взаимосвязь материальных вещей, но на агрегативном уровне для нее они продолжают оставаться замкнутыми в пространстве и времени. Дева не обладает видением системной бесконечности любого материального явления, на которую способен Козерог. Все это придает ей ярко выраженное стремление расчленять все материальные явления на детали и малые формы, систематизировать и описывать их в мельчайших подробностях, но не учитывать те свойства, которые приобретает вещь за счет своих системных связей. Управитель Меркурий только усиливает рационализм Девы и определяет характер ее систематизации по принципу сравнения (лучше и хуже, больше и меньше).
Собственно, в эпохе Рыб можно различить два исторических периода: период Рыб, начавшийся с началом эпохи (начало нашей эры) и продолжавшийся примерно до XVI века, и период, где Рыбы маскируются влиянием Девы, начавшийся с XVI века и продолжающийся по сей день. Эти периоды по своему идейному содержанию не различаются столь резко, как разные эпохи, они сосуществуют постоянно вместе, и их выделение отражает лишь перемещение центра тяжести в крайне поляризованном противостоянии Рыб и Девы на один из этих знаков. Первый период начинается с распадом рабовладельческой и зарождением феодальной общественно-экономической формации, которая проявилась первоначально в форме колонатов, получивших к середине I в.н.э. широкое распространение по всей Римской империи. Второй период начинается с Реформации и промышленной революции, с развитием капиталистических общественных отношений. Первый управитель Рыб — Нептун не ассоциирован в астрологии ни с каким металлом, но является покровителем алхимии и химии, которые и стали бурно развиваться в эту эпоху.
Традиционно начало эпохи Рыб связывают с зарождением и становлением христианства — религии, выражающей идею Бога, постигаемого типичным для Рыб способом — через веру, мистические откровения и видения. Дух этой религии, максимально выраженный в Нагорной проповеди Христа, также во многом соответствует принципам Рыб. Это проповедь надличностной любви (вплоть до любви к врагам), всеобщего братства, сострадания, ненасилия, непротивления злу и т.д. Множество моментов связывает символику христианства с символикой Рыб. Сама идея Воскресения в ряде мифологий тесно связана с этим символом. Примером тому может служить библейская история об Ионе, на которую ссылался Христос, предсказывая свое воскресение (Матф.12,39). Первые христиане узнавали друг друга, рисуя две дуги символа Рыб. Само греческое слово (ихтеос — Рыба) воспринималось ими как аббревиатура выражения Иисус Христос Бог. Именно рыбаки Симон и Петр, Иаков и Иоан становятся первыми учениками Христа — «ловцами человеков». Обряд крещения совершается в водной купели (Рыбы — водный знак), которая в католицизме называется piscina, что можно перевести буквально как рыбный пруд. Все христианство пронизано Рыбно-Водной символикой, однако история эпохи — это не только история христианства, но и история рационализма, материализма и атеизма.
Основа развития и трагедия этой эпохи заключена в несбалансированности ее внутреннего противоречия, вызванного противостоянием Рыб и Девы. Рыбы, будучи в высшей степени неоформленным в своих проявлениях знаком, в этом плане постоянно проигрывают противостоящей им Деве, крайне формализованному знаку зодиака, так, что в конце концов период Рыб замещается периодом влияния Девы. Во все времена эпохи, мистицизм и идеализм Рыб сталкивался с рационализмом и материализмом Девы. Вспышки религиозного фанатизма сменялись периодами атеизма, широкое увлечение мистикой — увлечением наукой. Именно эта эпоха породила стремление поверить Веру материальной практикой, подкрепить ее материальными чудесами и знамениями. Уже в самом начале эпохи Иисус предвидел и обличал это стремление: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения и знамение не дастся ему» (Матф.12,39). Именно эта эпоха породила так называемый «основной вопрос философии» о первичности материи или идеи, антагонизм религии и науки, хотя в то же время родился непонятный монстр — гибрид веры и науки — теология. Насколько идеи христианской религии соответствуют духу Рыб, настолько современная западная наука, сформировавшаяся в период Девы, соответствует идеям Девы. Современная наука является сама по себе материалистическим, редукционистским и детерминистическим феноменом, что и определяет весь ее методологический подход, ориентированный только на познание мира материального. Как порождение Девы научное мышление опирается на свойственные ей методы: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, и только в последнее время в науке формируются начатки системного подхода, но это уже зарождение науки Водолея. Беда в том, что в эпоху Рыб наука постоянно противопоставлялась религии и подменяла ее, предпринимались постоянные попытки использовать научные подходы и результаты для опровержения религиозных истин, что методологически неверно. К таким попыткам можно отнести, примитивную, но очень показательную попытку доказать отсутствие Бога тем, что его не нашли летательные аппараты ни на небе, ни в космосе. Именно в эпоху Рыб случился расцвет зародившейся еще в эпоху Овна формальной логики.
История Последней эпохи, однако, — это не только история борьбы религии и науки, — это еще и борьба внутри религии, вызванная спором из-за религиозных правил и предписаний (в чем мы видим проявление рационализма Девы), и ужесточаемая религиозным фанатизмом Рыб. Тезис об антагонизме духовного и телесного — также выражение этой борьбы.
Поляризация эпохи Рыб вызвала и сильную поляризацию в методах постижения мира отдельными людьми. Появились люди с образным, правополушарным мышлением (сильнее влияние Рыб) и абстрактным, левополушарным мышлением (сильнее влияние Девы). Четко разграничиваются понятия науки и искусства. Искусство в эпоху Рыб объединяет все познание человечества в области духовного, полностью отвергнутое порожденной Девой наукой. В целом эпоха способствует развитию живописи и музыки (Покровительство Нептуна), а также литературы (Юпитер), но не скульптуры, для процветания которой необходимо влияние Венеры.
Следом наступает Эпоха Водолея.