Народные приметы. Две штуки.

Приметы периодически называют то «народной мудростью», то «суеверием». Однако они существуют, и прожили больше времени, чем та же наука (которой от роду около 300 лет). Безусловно, некоторая часть из них имеет локальное приложение, как например «приметы о погоде» вряд ли подойдут для экваториальной Африки или центральной Америки, также не универсальны те приметы, которые касаются уклада какого либо конкретного народа… хотя это более сомнительное утверждение чем предыдущее. Есть ведь аналоги и тарелок и вилок, и столом могут работать например банановые листья.

С другой стороны, приметы есть «общие», и есть привязанные к конкретным датам, праздникам, ритуалам. Те, что наиболее подходят под определение «общих» или «универсальных» — собираются пока с этом файле, другие — те, что привязаны к праздникам и календарным датам, можно смотреть в календаре (наряду с прочей, привязанной к дате информацией)..

Приметы по Солнцу и облакам

  • Солнце с красной зарей заходит, а со светлой восходит — к вёдру и ясному дню.
  • Красная вечерняя заря — к ветру.
  • В тучу, темное облако заходит — к дождю.
  • В тумане — тоже.
  • Сильно при закате сияет — к большому ветру.
  • Тупые и редкие лучи солнца при закате или восходе — к дождю.
  • Светлое облако перед восходом солнца — хороший день.
  • Темноватое — пасмурный или дождливый.
  • Меняющее цвета облако — к дождю.
  • Красные облака — к дождю.
  • При полудне́вном ветре — к порывистому ветру и непогоде.
  • Если же при этом лучи солнца темнеют, то ожидай грозы.
  • Кучей облака при восходящем солнце — к переменной погоде.
  • Из темного облака солнце появляется с большим жаром — к грозе.
  • Солнце парит и тишина в воздухе — к большой грозе или дождю.
  • Красного цвета солнце на восходе — к большому ветру.
  • Солнце в тумане — к дождю.
  • Различного цвета лучи восходящего солнца — к пасмурной или дождливой погоде.
  • То же предвещает желтый, белый или зеленый восход солнца.
  • Круг около солнца не разделяющийся при исчезновении — к доброй сухой погоде.
  • Если круг разорвется, то со стороны разрыва кольца будет ветер.
  • Если круг темноватый, зимой — предвещает стужу, летом — дождь и ветер.
  • Круг зеленоватый или красноватый перед восходом и заходом солнца — дождь или ветер несколько дней.
  • Если ветер в три дня, обгря́дится, то весь месяц будет ве́дряный.

Приметы по Луне

  • Когда месяц родится вниз рогами (к югу), то зимой будет теплый, а летом жаркий месяц; когда рогами вверх, то зимой холодный а летом ветренный.
  • Рога к ветру, но нижний крутой, верхний отлогий, то первая половина зимой холодная, летом ветренная; если верхний рог круче, а нижний отложе, то та же примета на вторую половину месяца.
  • Рога луны остры и ярки — к вёдру.
  • Круты — к морозу.
  • Отлоги рога — к ненастью.
  • Тусклый месяц — к мокрости, ясный — к сухости.
  • В синеве — к дождю; в красноте — к ветру, с «ушами» — к морозу.
  • Ясная, кругловатая луна — зимой к стуже, летом к вёдру.
  • Кольцо вокруг луны — к ветру.

Приметы по Звездам

  • Когда млечный путь светит — будет хорошая погода.
  • Если кажется, что звезды в нем словно бегут, то будет ветер.
  • Черные круги около звезд — к дождю.
  • Белые или красные круги — к вёдру.
  • Темные, зеленые и бледные круги — к дождю.
  • Сильно блестят летом звезды — к жаре. Зимой — к морозу.
  • Темнеют — к переменной погоде, ветру и грозе.
  • Мало звезд видно — к пасмурной погоде и дождю; а откуда лучи звезд длинее, оттуда будет ветер.

Приметы по воздушным явлениям

  • Гром зимой — к сильным ветрам.
  • Пушистые ине́йки — к вёдру.
  • Вечерняя роса — к вёдру.
  • Туман падает (не поднимается) — к вёдру, поднимается — к ненастью.
  • Высокая и круглая радуга — к вёдру, пологая и низкая — к ненастью.
  • Большие дождевые пузыри — к ненастью и пущему дождю.
  • Ранняя роса летом, а осенью иней — к вёдру.
  • Дым столбом — к морозу или ветру.
  • Когда дым без ветра бьет к земле, летом к дождю, зимой — к снегу.
  • Зловоние поднимается из болот, канализации, сортира — к дождливой погоде летом.

Приметы по живности

  • Скот ложится под кровлю — к ненастью, а на дворе — к вёдру.
  • Свинья чешется — к теплу.
  • Визжит — к ненастью; солому таскает — к буре.
  • Лошадь храпит — к ненастью, фырчит — к дождю, трясет головой и закидывает кверху — к ненастью.
  • Кошка лижется — к ненастью.
  • Кошка моется, лижет лапу — к вёдру.
  • Кошка морду хоронит — к морозу, либо к ненастью.
  • Кошка в печурку садится — к морозу, непогоде.
  • Кошка скребет пол — к ветру и метели.
  • Кошка стену дерет — к непогоде. Крепко спит — к теплу; лежит брюхом или рыльцем кверху — к теплу.
  • Дворовая птица ощипывается — к ненастью.
  • Курица на одной ноге стоит — к стуже.
  • Наседка сажает под себя цыплят — к ненастью.
  • Вороны в кучу собираются — к ненастью, купаются — то же.
  • Вороны каркают стаей летом — к ненастью; зимой — к морозу.
  • Воробьи в пыли купаются и щебечут — к дождю.
  • Ласточки низко летают — к дождю, а высоко — к вёдру.
  • Вытирать руки одним полотенцем с кем-нибудь одновременно — поссориться с ним, что-то не поделить, разругаться, и прочие разногласия произойдут..
  • Стряхивать воду с рук после умывания — черти плодятся.
  • Православным (и считающим себя православными) надлежит снимать крест, когда моешься, или моешь пол. Неснимаемый нательный крест — это непорядок, ибо он будучи не убранным во время «нечистых дел» оскверняется, и «перестает работать по назначению». Все-таки это культовый амулет, и обращаться с ним следует должным образом.
  • Нельзя мыть пол, когда кто-то из домашних в дороге — путь «замоешь», т.е. будут препятствия к возвращению, или в дороге у него будут неприятности и сложности.
  • Подметать пол нельзя в сторону порога — выметешь все добро из дома. Это соотносимо с поговоркой насчет «выносить сор из избы». Тем более нельзя мести через порог — это и есть «выносить сор из избы»
  • Вечером не подметают — счастье из дома выметешь.
  • Мусор вечером тоже выносить не положено — воров этим навлечь можно.
  • Подметать в одной избе разными вениками — разгонять по углам богатство, кликать бедность.
  • Веник следует держать прутьями вверх, чтоб деньги водились. На ручку его напяливали старый чулок или носок, тем самым изображая его «ногу».
  • Дарить через порог — к несчастью. Также разговаривать через порог негоже, передавать предметы и все такое.
  • Во время ремонта, или во время строительства дома, положено завешивать окна, или закрашивать мелом, дабы духи нечистые не заселились в пустой дом раньше хозяев.
  • С той же целью заколачивали окна и двери пустующих домов досками крест-накрест.
  • Не ищите вторую обувку с одной обутой ногой — навлечете болезни на близких. Тут или босиком бегать, или позвать домашних найти «спрятавшуюся» вещь.
  • Если муха средь зимы залетает в дом — говорят ко гробу. Стукните легонько по стеклу и скажите: Каждому времени свой час и эта беда не для нас.
  • Если соль просыпалась — хлопнуть себя по лбу, взять щепотку правой рукой, бросить через левое плечо, сказав: «Соли — со́лево, боли — бо́лево, а мне того ниско́лево.» Это не только касается семейных ссор, это вообще всяческие неприятности показывает.
  • Ножи и вилки оставлять на ночь на столе нельзя — ими балуется нечистая сила. Да и домовой этого не любит… а если домового обижать — станет лихим, и его нелегко будет вывести.
  • Зеркало, платки, часы не дарить тому кто дорог — к расставанию. Тут следует хотя бы взять символический выкуп мелочью, чтоб это выглядело не подарком, а покупкой.
  • Не пейте, не ешьте перед зеркалом — всю красоту и здоровье «проедите» и зубы развалятся.
  • Женщинам не положено стирать в дождь и оставлять на ночь белье сушиться (на улице) — мужики любить не будут.
  • Если зеркало разбилось — беды жди. Чтоб отвести беду можно сказать: «зеркало разбивается, беда рабы(а) (имя) не касается». Осколки прежде чем выметать следует перевернуть отражающей поверхностью вниз, не глядя на них (чтобы не увидеть отражение свое, или вообще отражение ценных домашних вещей).
  • Дитю до года зеркало не давать — все счастье проглядит.
  • Если за неделю разобьется в доме 3 чашки, чтоб отвести беду, нужно сказать: «Осколки в околке, хлеб на столе, счастье и здоровье в семье и мне. Аминь.»
  • Кто рано свет зажигает — на того хвори сгоняют.
  • Зашивать что-либо надетое нельзя — память «пришьешь», правда против такого дела существует свое противоядие — нужно чтоб зашиваемый держал во рту кусок нитки, и молчал пока зашивание не кончится.
  • Нельзя также зашивать перед уходом куда-либо из дома — этим обеспечиваются всяческие неприятности по дороге и на месте прибытия.
  • Остерегайтесь, если нашли иголки возле порога — отметайте их веником, и руками не трогать (на иглы много чего делается). Говорить такие слова: «Всех колдунов зассу, колдуньи и колдуны, вам кровь от иглы, а мне покой и благодать. Аминь.»
  • Если выйдя из дома, вдруг обнаружили что что-то забыли, и необходимо вернуться обратно, то вернувшись домой посмотрите в зеркало, поздоровайтесь со своим отражением (если дома никого). Если кто-то есть — посмотрев в зеркало, проделать свои дела никому ничего не говоря «и словом не обмолвившись». Иначе пути не будет (удачи в задуманном деле, а то и просто случится «несходняк» во всех отношениях).
  • Найти булавку на дороге — к неприятности.
  • Ночью не следует отзываться на «здравствуй» в пути. Лучше приподнять шапку.
  • Нельзя наступать и перешагивать там, где собака нагадила. Может случиться сучье вымя, а если ребенок перешагнет — на него может собачий скулеж сойти — будет ныть и хныкать.
  • Кто крест найдет — тому горе (не подбирать).
  • Мелочь подбирать не следует (особенно на перекрестках) — без нее обойтись можно, но если все-таки решил подобрать, сказать так: «деньги взял(а), а покла́д — нет».
  • На деньги часто сводят порчу, болезни и несчастья.
  • Занимать следует на молодой месяц, отдавать на ущербный.
  • Деньги вечером не занимают, и не считают. Водиться не будут.
  • В воскресенье в долг не дают — могут не вернуть долг.
  • В понедельник денег в долг не берут и долги не возвращают.
  • Во вторник занимать нельзя — из долгов не вылезешь.
  • Брать деньги левой рукой, отдавать правой.
  • Когда кошка окотилась или сука ощенилась — отдавая приплод людям, про себя проговаривайте: «Вам кутят, а нам больше деньжат»
  • Хлеб-соль, которыми встречали молодых следует убрать, чтоб никто другой кроме ближайших (кровных) родственников не ел. (чтоб мирно жили)
  • Невеста не должна никому давать мерить свой наряд и обручальное кольцо, иначе брак будет неудачным.
  • Венчальное полотенце в церкви не оставляют. Оно, и венчальные свечи имеют определенную силу в лечении и поправке беды. Поэтому следует все убрать и хранить дома.
  • Некоторые на память о свадьбе хранят засушенные свадебные цветы в альбоме или еще где… этого делать нельзя ни в коем случае.
  • Иголку не дают жениху, невесте или соседу, чтоб не было бедности в доме.
  • Если венчается сын или дочь — мать (в церкви) не должна присутствовать. Не годится!
  • Если умирающий тяжко мучается — разбирали крышу в избе (потолок). Ныне ограничиваются тем, что стучат в потолок чем-нибудь тяжелым.
  • Чтоб легче «отошел» — снимают с умирающего замкнутые кольца, браслеты, развязывают узлы. Вообще это касается всех умерших и умирающих — хоть и кладут в гроб покойника с кольцами и украшениями, но в этом случае все кольца положено перекусывать, цепочки расстегивать, браслеты распиливать…
  • В доме, где находится покойник — завешивают зеркала. Тут несколько причин — с одной стороны посетители могут испугаться, увидев в зеркале вместо себя покойника (что не прибавит им здоровья), с другой — покойник (душа его) может через зеркало заблудиться, перепутать миры, и тогда ему может быть нехорошо после смерти, да и привидением он может стать.
  • Если покойный является во сне — следует вспомнить что он хотел, и по возможности исполнить. Это может оказаться или какая вещь, с которой он не хочет расстаться (тогда надо закопать ее в могилу или в гроб положить), или наоборот — какой-нибудь клад, о котором он не успел сообщить.
  • Конечно, надо уметь «работать в сновидении» (это относится к дримингу).
  • Нельзя класть к покойнику ничего своего, а только его вещи дорогие и при жизни ему значимые. Не кладут к покойному и ничего чужого (разве что с умыслом извести владельца вещи этой). Также следить чтобы ничего из детских вещей не попало — дети будут дохнуть.
  • Ковер, на котором стоял гроб при перевозке должен отстоять 40 дней в углу в комнате, где спал покойный, прежде чем его можно стелить или употреблять иным хозяйственным образом.
  • Обычно транспортное средство, в котором везут гроб к месту захоронения или кремации, устилается еловыми ветками. Тоже делается и в доме, пока гроб стоит на столе. Так вот эти ветки после употребления надлежит снести обратно в лес. С ветками в дом часто заносят Шишиг, которые пугают детей малых. Так что лучше отнести эти ветки обратно прежде чем они завяли и осыпались.
  • Сидя у гроба не надо смотреть в переносицу покойнику! Этим привлекаешь его к его покинутому телу, чем приумножаешь его скорбь по покинутому миру. С другой стороны это может быть неприятным и окружающим, ибо покойник, не ушедший в «мир иной» в положенный момент, может беспокоить родственников в течение долгого времени в качестве привидения, шу́́гов, а то и «буйного духа» (полтергейст).
  • Не следует взывать к покойному в духе «на кого ж ты нас покинул!» — этим не вернешь себе источник материального благосостояния, лишь только сделаешь неприятность самому покойному (его душе), который в своем загробном пути может при таких отвлекалках сбиться с пути… опять-таки застряв «между мирами» доставляя в том числе беспокойство своим оставленным родственникам и близким.
  • До 40-го дня не следует упоминать покойного по ИМЕНИ.
  • На похоронах, о покойном следует вспоминать, как говорится «или хорошо, или никак» — упоминание о нем в смысле сделанных им хороших дел, об оставленной им благой памяти и пр. способствует «расставанию» покойного с тем миром, в котором он уже не существует, но «недоброе» лишь привлекает его «внимание» к покинутому миру, провоцируя его на то, чтобы задержаться…
  • Вообще… по языческим традициям похороны должны быть обставлены радостью и веселием. Мотивировки тут могут быть разные — от «отмучился» до «прожил достойную жизнь, и теперь удалился в Урей». Неприлично было пускать слезы по поводу бед и неприятностей, доставшихся на долю остающихся в этом мире, ведь это проблемы остающихся, а не упокойного. И совсем уж негоже призывать упокойного обратно под предлогом «я без тебя жить не могу»…
Только авторизованные участники могут оставлять комментарии.