Август.

Слово август — не русское; оно зашло к нашим отцам из Византии. Коренные, славянские названия сего месяца были другие. Наши предки называли его зарев, малоруссы, поляки, чехи и словаки — серпень, сорабы — женчъ, жнейска, прашник, яуменски, карниольцы — велик серпен, венды — осемник (осъмой), госопожник, кроаты — великомешняк, кимовец, иллирийцы — коловоц. Народное название: зорничник. В старой русской жизни август был шестым месяцем, с XV века двенадцатым. С 1700 года он считается восьмым.

Поговорки:

  • Батюшка август крушит, да после тешит.
  • У мужика в августе три заботы: и косить, и пахать, и сеять.
  • Кому работа, а нашим бабам и в августе праздник.
  • Овсы да льны в августе смотри.

1 августа.

Именины — Варлаам, Григорий, Дей, Макрина, Милица, Панхарий, Паисий, Роман, Серафим, Степан.

Праздник — Преподобного Серафима Саровского

Мокриды — Поселяне по погоде сего дня замечают и о будущей осени. Хороший день предвещает сухую осень; если идет дождь, то осень будет мокрая и сырая. Этот день они называют Мокриды. Тогда они говорят: Смотри осень по Мокридам. — Прошли бы, Мокриды, а то будешь с хлебом. — Коли на поле Мокриды, а ты свое смекай.

2 августа.

Именины — Аарон, Авраамий, Афанасий, Илья, Касьян, Леонтий, Савва.

Праздник — пророка Ильи

Наблюдения — Поселяне свои наблюдения об этом дне сохранили в поговорках: На Илью до обеда лето, а после обеда осень. — На Ильин день и камень прозябает. — До Ильина дни под кустом сушит, а после Ильина дни и на кусте не сохнет. — Илья пророк три часа приволок. — До Ильина дня сено сметать, пуд меду в него накластъ. — Богат как илъинский coт. — Ильинская соломка — деревенская перинка. — Новый хлеб на Ильин день. — Знать осень на Ильин день по снопам. — До Ильина дня мужик купается, а с Ильина дня с рекой прощается. — То и веселье Ильинским ребятам, что новой хлеб. — У мужика та обнова на Ильин день, что новинкой сыт. — Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом.

В этот день на Руси совершаются многие местные обряды. В Тульской губернии, в Шенкурской и Вельской округах пекут из новой ржи хлеб и приносят для благословения в церковь.

В старину без благословения священника никто не дотрагивался до новины.

В Новгородской и Тульской губерниях поселяне устраивают себе постели из новой соломы, о которой они говорят: «Ильинская соломка — деревенская перинка».

Пчельники на этот день осматривают свои ульи и запродают прасолам соты. От этого взошло у них в поговорку про богатых пчельников говорить: «Богат, как илъинской сот».

К Ильину дню стараются скошенное сено высушить и убрать в стоги. Здесь, де, говорят поселяне, сладимая яства в цветах для скотинки. И о таком душистом сене в Костромской и Владимирской губерниях говорят: «До Ильина дни сено сметать, пуд меду в него накласть».

Из мирских складчин устраивают на Ильин день обеды. Так, видел Лепехин в селе Обыченском Пермской губернии, что поселяне, на мирскую складчину, приводили с собою быка, другие теленка, убивали их и съедали всею деревнею. В старину в Тульской губернии на мирскую складчину поселяне пекли новый хлеб и раздавали нищей братии от всей деревни.

По наблюдениям поселян, с Ильина дня начинается осень, появляются холодные утренники. Отчего у них взошло в поговорку: «На Ильин день и камень прозябает». С этого дня они перестают купаться.

Старинные наши охотники выезжали в сей день с собаками в отъезжее поле травить волков. У них была своя примета: если они затравят тогда зверя, то весь год будут счастливы. Поселяне уверены, что волки выходят из своих нор после покосов; а до тех пор, будто, никто не может открыть волчьих выходов.

Суеверные наши поселяне уверены, что в сей день звери и гады выходят из своих нор и бродят по лугам и лесам. Скотина, выпущенная на луг, бывает растерзана зверями или ужалена змеями. Они думают, что нечистые духи поселяются тогда в зверей и гадов, мстят домашнему скоту и людям и что только один гром в состоянии разогнать этих врагов. Бесстрашные знахари, несмотря на все опасности, отваживаются сбирать змей и вытаивать из них сало на свечи. Поселяне уверены, что в руках знахаря змеиные свечи производят непостижимые чудеса. Другие из непонятного страха отгоняют от себя кошек и собак. Недоверчивость поселян и в них находит своих врагов.

По замечаниям ворожеек, дождь, собранный на Ильин день, избавляет от очного призора и всякой вражей силы.

В старину в засеках Тульской губернии поселяне отыскивали старые дубы, при которых вытекали бы ключи. С таких дубов они сдирали кору, вымачивали ее в ключах, а потом привешивали себе на ладонки — в предохранение от зубной боли.

3 августа.

Именины — Анисим, Георгий, Евгений, Иван, Иезекииль, Онуфрий, Ревокат, Семен, Федор.

4 августа.

Именины — Агап, Зина, Киприан, Корнилий, Мария, Фока.

Приметы — Поселяне Тульской губернии с рассветом солнца замечают появление росы на льнах. Если роса будет обильная, то ожидают серого льна.

По их наблюдениям, роса уничтожает белизну льна и укоротывает самый рост. Тогда они говорят: «Коли на день святой Марьи росы., то льны будут серы и косы».

5 августа.

Именины — Анна, Аполлинарий, Аполлон, Виталий, Стелла, Трофим, Феофил.

6 августа.

Именины — Анатолий, Афанасий, Борис, Гермоген, Глеб, Давид, Измарагд, Капитон, Палий, Поликарп, Роман, Фантин, Феопрепий, Феофил, Христина.

Поликопны. Малоруссы говорят: «На Глеба и Бориса за хлеб не берися». В Рязанской губернии говорят: «На Борис и Глеб поспевает хлеб».

В Белой и Чермной Руси называют сей день поликопом. У поселян Тульской губернии он известен под именем поликопны. По замечанию стариков, будто в старину на этот день бывали большие грозы и спаливали копны у тех, которые работали в поле.

7 августа.

Именины — Александр, Анна, Бландина, Евпраксия, Макар, Олимпиада, Христофор.

8 августа.

Именины — Гермократ, Геронтий, Ермолай, Игнатий, Моисей, Прасковья, Сильвия, Федор.

Приметы — По замечаниям поселян, если на этот день наступит холодный утренник, то зима будет ранняя и холодная. Тогда они говорят: «На день святой Анны зима припасает холодные утренники».

9 августа.

Именины — Амур, Анфиса, Герман, Горазд, Иосаф, Климент, Мануил, Наум, Николай, Пантелеймон, Савва.

Праздник — Великомученика исцелителя Пантелеймона

10 августа.

Именины — Акакий, Антонина, Доримедонт, Дросида, Евстафий, Ефим, Ирина, Моисей, Никанор, Павел, Питирим, Прохор, Пармен, Тимон, Юлиан.

11 августа.

Именины — Александр, Василиск, Вениамин, Вирий, Каллиник, Константин, Кузьма, Мамант, Михаил, Роман, Серафима, Феодосии, Феодотия.

Наблюдения. В северных губерниях полагают, что появляющиеся с сего дня морозы убивают на жнивах хлеб. Отчего в Архангельской губернии говорят: «Пронеси, Господи, калиники мороком». Слово морок у них значит туман сырой. В Тульской губернии говорят поселяне: «Коли на калиники туманы, припасай косы про овес с ячменем».

12 августа.

Именины — Авдон, Авундий, Агния, Андроник, Аполлон, Валентин, Геласий, Герман, Елим, Епенет, Иван, Клара, Крискент, Лука, Лукия, Максим, Олимп, Павел, Полихроний, Прокл, Пармен, Сеннис, Сила, Сильван, Хрисотель.

Поверья. Между поселянами есть старое поверье, что на этот день обмирают ведьмы. Все это будто происходит от того, что они опиваются молоком. Кому неизвестно, что ведьмы умеют задаивать коров до смерти, тот не может себе представить, как они приходят в такое состояние. Уж если обомрет ведьма, говорят поселяне, то ее ничем не пробудишь. Жги скорей пяты соломой; все дело пойдет на лад. Наши поселяне были бы очень рады видеть их всех мертвыми, да то беда: умирают страшно. Страшней того смотреть на ведьму, когда она обомрет: под ней и земля трясется, и в поле звери воют, и от ворон на дворе отбою нет, и скот нейдет на двор, и в избе все стоит не на месте. От такой напасти поневоле примешься за солому да жечь пяты. Говорят старухи, что ведьмы, после такого пробуждения, никогда уже не дотрагиваются до коров и не смотрят на молоко. Услужливые знахари снабжают наших поселянок разными снадобьями, спасающими коров от нападения ведьм. Мужики знают, что такие снадобья не всегда помогают. Хитрые ведьмы умеют их отхаживать назад пятами.

13 августа.

Именины — Антон, Геласий, Георгий, Евдоким, Иван, Иосиф, Иулитта, Степан, Тимон.

14 августа.

Именины — Авим, Александр, Алим, Антонин, Аттик, Гурий, Евсевий, Елизар, Катун, Киндей, Кириак, Кирик, Леонтий, Максимилиан, Маркелл, Минеон, Минсифей, Папий, Полиевкт, Соломония, Тимофей, Федор.

Праздник — «Спас на воде», «Медовый Спас»

Наблюдения. Наши поселяне говорят: Во что Маккавеи, во то и розговины. — С первого Спаса и росы хороши. — Олень обмакивает лапу в воду. С этого дня в селах зачинают защипывать горох, выезжают пахать под озимы, заламывают в ульях соты, отделывают овины, очищают гумны. Поселяне уверены, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Если пчельник не заломает сота, то они говорят, что соседние пчелы вытаскают весь мед.

Неизвестно откуда зашло к нашим поселянам странное понятие о розах. Они думают, что когда перестают цвесть розы, тогда происходит перемена и в росах. Общее мнение их, что с 1 августа выступают росы хорошие и безвредные, — известно повсюду. Перенесение роз в русскую землю последовало в царствование Алексея Михайловича. Следовательно, это поверье нестарое.

На этот день бывают народные гулянья. В Москве сходятся гулять под Симоновым; в Туле бывает собрание на Поповом болоте, за городом.

15 августа.

Именины — Авив, Василий, Гамалиил, Гонорат, Иван, Кирилл, Мавр, Никодим, Олимп, Роман, Степан, Тарас, Фауст, Федор, Фока.

Поверье. Многие поселяне поят в сей день лошадей чрез cepeбрo. Искупавши лошадей, они проводят их к студенцам, бросают в воду мелкую серебряную монету и потом поят лошадей из шапки, где также лежит монета. Поселяне думают, что от этого обряда лошади добреют, не боятся лихого глаза, приходят в милость у домового. Серебряную монету берут из шапки и кладут, скрытно от всех, в конюшню под яслями. Такая монета в старину часто переходила от отца к сыну.

16 августа.

Именины — Антон, Далмат, Иван, Исаакий, Кузьма, Саломея, Фауст.

Приметы — Поселяне замечают, что если в сей день будет ветер с юга и появятся вихри, то ожидают зимою больших снегов.

Отчаянные люди выходят на перекрестки допрашивать вихрь о зиме. Для сего они заранее запасаются ножом и петухом. Выходя на перекресток, они сторожат вихрь. Едва он появится, отважный втыкает в самый вихрь нож и, в то же время, держит за голову петуха. После сего допрашивается вихрь.

Люди, испытавшие это на самом деле, уверяют, что вихрь им сказывал всю правду. Заметим одно: все такие рассказы основаны на преданиях.

17 августа.

Именины — Андрей, Антонин, Дарья, Денис, Евдокия, Ексакустодиан, Елеферий, Иван, Ирина, Константин, Кузьма, Мартиниан.

Сеногнойки. По замечанию сибиряков, с этого дня начинают идти дожди, вредные для сена. Эти дожди называют сеногнойками.

18 августа.

Именины — Анфир, Викентий, Евдоким, Евстигней, Ефим, Иов, Ириний, Кантидий, Максимилиан, Нонна, Понтий, Сивел, Фабий, Феоктист, Христина.

Жнивы. Рачительные домоводцы из наших поселян находят нужным заклинать жнивы. Это, говорят они, будто нужно для того, чтобы нечистая сила не поселилась на жнивах и не выжила с пажитей скот. Для сего они раннею зарею выходят на жнивы с маслом конопляным. Обращаясь на восток, говорят: «Мать сыра-земля! Уйми ты всяку гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела». Проговоривши, выливают на землю масло. Потом, обращаясь на запад, говорят: «Мать сыра-земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, в смолу горючую». После сего выливают масло на землю. Обращаясь на юг, говорят: «Мать сыра-земля. Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие сомятелъю». И здесь опять выливается масло. Обращаясь на запад, говорят: «Мать сыра-земля.! Уйми ты ветры полуночные со тучами, содержи морозы со мятелями». Здесь бросают скляницу на землю. Есть люди, которые уверяют вас, что такое дело необходимо должно исполнять всякое лето. Многие из робости не решаются на такой подвиг, несмотря на свое непреодолимое желание.

19 августа.

Праздник — Преображение Господне, «Спас на горе», «Яблочный Спас»

Наблюдения. Во всей Великой Руси с этого дня начинают есть плоды и фрукты. Люди, имевшие сады, в старину приносили в храмы плоды для освящения. Здесь они из рук священника раздавались всем прихожанам. Кроме того, наши предки поставляли себе в обязанность наделять всех бедных плодами, а больным посылать в дом. Неисполнившие сего старого обычая почитались людьми недостойными общения. О них говаривали наши старики: «А не дай-то Боже с ним дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного». К сожалению, должно заметить здесь, что заморские новизны вытесняют этот старый обычай. Со слезами смотрят старики на равнодушие молодых людей.

Во многих местах на этот день бывают народные гулянья. В Москве гулянье бывает у Нового Спаса, в Туле за городом, в селе у Спаса на Рогожни. Поселяне наблюдают в этот день захождение солнца./…/

20 августа.

Именины — Астерий, Дементий, Иперехий, Марин, Меркурий, Митрофан, Мокей, Наркисс, Никанор, Ор, Пимен, Созон, Феодосии.

21 августа.

Именины — Анастасий, Григорий, Елеферий, Емельян, Зосима, Касьян, Леонид, Мирон, Моисей, Савватий, Федор.

22 августа.

Именины — Антон, Генриетта, Григорий, Иван, Ирина, Леонтий, Макар, Мария, Маркиан, Матвей, Петр, Псой, Самуил, Фотий, Юлиан, Яков.

23 августа.

Именины — Агапит, Лаврентий, Роза, Роман, Сикст, Феликиссим.

Приметы — В Тульской губернии поселяне на этот день примечают в полдень колебание воды. Если реки, озера и болота не волнуются ветром, лодки стоят покойно, то ожидают, что осень будет тихая и зимой не будет метелей. /…/

24 августа.

Именины — Александр, Василий, Гай, Гаян, Донат, Евпл, Зенон, Клавдий, Кутоний, Макар, Максим, Мария, Марк, Мартин, Неофит, Нифонт, Пассарион, Препедигна, Сусанна, Федор.

25 августа.

Именины — Александр, Аникита, Капитон, Кастор, Паламон, Памфил, Сергей, Степан, Фотий.

26 августа.

Именины — Авундий, Евдокия, Ипполит, Ирина, Ириний, Конкордия, Ксения, Максим, Парамон, Тихон.

27 августа.

Именины — Аркадий, Лукий, Маркелл, Михей, Моника, Феодосии.

28 августа.

Праздник — Успение Богородицы

Обычаи — Во многих селениях Великой Руси с приходом Оспожинок празднуют окончание жатвы. Этот праздник слывет у народа Успенщиною. Поселяне на мирскую складку варят пиво, забивают барана, пекут пироги и сзывают родных и соседей на пир пировать. Наши старые бояре угощали на этот день своих крестьян и праздновали с ними окончание жатвы. Поселянки выходят в поле, обвязывают последней соломой все серпы, потом катаются по жнитве, приговаривая: «Жнивка, жнивка! отдай мою силку на пест, на колотило да на молотило, и на криво веретено». После сего последний сноп, именинный, наряжают в сарафан и кокошник и с песнями несут на гостиный двор. Здесь их бояре встречают и угощают обедом и вином. Сноп во весь обед стоит на столе. В Юхновском уезде Смоленской губернии к именинному снопу приделывают руки, на кичку надевают белую насовку. Именинный сноп две бабы несут на руках на господский двор, а другие бабы вокруг них поют и пляшут. Приходя на двор, одна из баб выходит с веником и сечет сноп с припевами. Мужчины в старое время прихаживали от всего мира с караваем на барский двор ударить боярину челом на новой новине. Боярин угощал челобитчиков и всему миру крещеному посылал подарки. В Гродненской губернии, по Украине, Подолии и Больший с сжатием последнего снопа сплетали с песнями венок и клали на голову почетной девице. После чего все отправлялись на боярский двор ударить челом своему боярину. Девица на дворе вручала боярину венок, а боярин, принимая венок, целовал девицу и угощал поселян. Так в старину праздновалися на Руси Дожинки. Все это было воочию и быльем поросло. Старина, старина! Как была ты мила нашим предкам, и как мы, их потомки, успели скоро променять тебя на заморские причуды!

С 15 августа начинаются осенние хороводы в городах и селах. В селах с этого дня в старину начиналось молодое бабье лето и продолжалось до 29 августа, до Ивана постного.

29 августа.

Именины — Алкивиад, Демид, Лаврентий, Никодим, Нил, Сабина.

Праздник — «Третий Спас», «Спас на холстах», «Полотняный Спас»

Посевы. Степные поселяне посев озимого хлеба начинают за три дня до Успеньева дня и продолжают еще три дня после. Все это зависело от погоды и скорой уборки. Были времена, говорят старики, что в старину наши отцы отсевались к Преображению, а к Успению весь хлеб стоял на гумне.

Пред посевом вся семья приносила усердные моления ко Господу, женщины провожали мужей с хлебом и солью, на телегу клали три снопа, а на них в мешках укладывали рожь. На поле встречали засевалыщика ребята с грешневой кашей. После отсевания пирог и каша съедались всей семьей. Досевки в старину отправлялись целым миром и в складчину. В городах с этого дня начинаются великоденские гулянья. В Туле сходбище бывает на кладбище, за оружейной стороной.

30 августа.

Именины — Алипий, Евтихиан, Киприан, Коронат, Левкий, Мирон, Павел, Роза, Стратон, Филипп, Фирс, Юлиания.

31 августа.

Именины — Аристид, Варнава, Георгий, Денис, Емельян, Ерм, Иван, Иларион, Иулитта, Лавр, Лев, Лука, Макар, Полиен, Серапион, Софрон, Флор, Христофор, Юлиания.

Приметы — В старину к этому дню оканчивали поселяне посев.

О ленивых они говаривали: «Кто сеет рожь на Фролов день, у того родятся фролки».

В Костромской губернии говорят: «С Фролова дня засиживают ретивые, а с Семена ленивые».

Наши поселяне этот день празднуют со своими лошадками. Купают их в реке, для корма дают овса, гривы убирают лентами, приводят к церкви, где после молебна кропят их святой водой.

В степных губерниях с этого дня начинаются помочи, работы, предпринимаемые крещеным миром в пользу вдов и сирот. Наш народ говорит: «На вдовий двор хоть щепку брось». На таких сходках косят сено, сжинают хлеб, удобряют поля, рубят дрова, молотят снопы. Все эти работы имеют свои названия: полотушки, потрепушки, супрядки, назъмы, дровяницы, сеновницы. Помочи у зажиточных людей сопровождаются угощениями. Для рабочих тогда выставляются на дворе столы с хлебом-солью, пирогами или калачами, кадки с брагой, сулейки с вином. Такое угощение продолжается во все время работы.