СНЫ, их значение, назначение…

Нет таких людей, которые бы никогда не видели сны, хотя и встречаются такие, что их начисто не помнят. Таким образом, с явлением сновидение приходится считаться, и интерпретировать его в связи с принятой картиной мира. В современном обществе сны не очень-то вписываются в навязываемое «описание мира» — их положено считать за некий побочный продукт отдыхающего мозга… Однако признается тем не менее связь содержимого этих «естественных галлюцинаций» с неврозами и психозами, что все-таки заставляет обращать на них внимание, преследуя вполне практические цели вроде отыскания фрейдистских комплексов.

На интуитивном же плане, переживания сновидений оказываются куда более значимыми, нежели какие-то «признаки психологических комплексов» или переработка МОЗГОМ лишней информации… в снах люди готовы видеть что-то более практическое, и первым возникает вопрос К ЧЕМУ ЭТО? Обычные «сонники» и стараются на него ответить, набирая своего рода статистику между содержанием сновидения и происшедшими впоследствии событиями. Задача непростая, поскольку связь между сонными образами и событиями зависит от свойственной каждому времени системы понятий (и системы ценностей), формируемой в процессе социального программирования, зомбирования, воспитания.

Другой вопрос — С ЧЕГО ЭТО? ставится реже, и здесь на содержание сновидений смотрят не как на предсказание чего-то в будущем, а на определенные символы, олицетворяющие какие-то внутренние, подсознантельные фиксации, способные конечно же повлиять и на «реальное» будущее…

Есть и иной взгляд на сновидения — не как на «сбои в программе», а как на «жизнь в сновидении». При этом проводится определенное различие между сном и сновидением, в котором можно за короткое время прожить в сновидении весьма значительный промежуток времени, при этом приобретя вполне реальный «жизненный опыт», посетить какие-то вполне определенные места в мире «реальном», узнать нечто принципиально новое для себя… однако все это относится уже не к простому пассивному «сносозерцанию», а к активному «дримингу» (контролируемому, или осознанному снови́дению).

Далее представлен традиционный, «толковательный» подходе к сновидениям (по книге Е. Цветкова):

Сны для толкования надо отбирать. Во-первых, если видение было смутное или, как в кино, крутилось равнодушно и отдельно от вас, — в таких снах мало проку. Сон должен врезаться в память, может, и не весь, а только какая-то часть его, подробность или движение должны запасть в душу. Самое первое правило: только те сны или то из сна надо брать для толкования, что окрашено чувством, что поразило, остановило внимание; напугало или обрадовало….В сне для толкования обязательно должна быть какая-то уловка. Скажем, снится чиновнику его контора и начальник, подчиненные — все доподлинно, как в жизни. Однако наверняка будет какая-нибудь странность, которую сразу и не припомнишь, какая-то неувязка, которая во сне удивит, остановит внимание на себе. В этой странности — разгадка такого сна.

Если ничего в сне нет из перечисленного — нечего и толковать равнодушную грезу, которая к нам и отношения может не иметь. Любопытно, что и в случае гаданий (любая хорошая гадалка это подтвердит) легче всего предсказываются события, окрашенные сильным чувством: болезни, рождения, несчастные случаи — все то, что поражает человека, удивляет. По-видимому, такое совпадение не случайно. Сильные чувства — освещение улицы жизни.

Понятно, сны могут быть самого разного масштаба: от мелочности дня до бед державы. Последние сны называют пророческими. Такой сон разгадывал Иосиф фараону и пророк Даниил Навуходоносору. Халдеи славились умением толковать чужую грезу.

Бывают сны, которые сбываются буквально. Это вещие сны. И пророческие, и вещие сны снятся редко. Чаще всего вообще ничего не снится, как считают многие люди, потому что снов своих не помнят. На самом деле, сны снятся всем и каждую ночь. Проснувшись, мы этих снов просто не помним. Удивительное дело, стоит начать толковать сны, как их становится больше, их содержание меняется. Видения расцветают красками и звуками, запахами и даже вкусом, хотя ощущение вкуса во снах бывает очень редко — это преддверие очень большого, жизненного разрешения.

После того, как сновидение выделено из других для толкования, надо подставить под все главные черты сна соответствующие знаки из сонника и начать сочинительство путем раздумья. Тут правил, как во всяком творческом деле, нет. Имеется только техника, прием и опыт. Например, желательно избежать в размышлениях о сновидении здравого смысла, потому что у сна иная логика, художественная, логика правды искусства, которая сильно отличается от логики правды жизни. Чтобы победить во сне — надо поддаться. Чтобы позвать на помощь — надо ребенку звать маленького папу или… своих детей. Взрослому наоборот, лучше звать большого отца или старых карликов.

Легче всего объяснять на примерах.

Теперь ответим на самый главный вопрос: каким образом один набор знаков сна, главных черточек сновидения, переведенный в другой набор значений по Соннику, порождает толкование? Ответ — единственный. Толкование должно Родиться! Как рождается из собранного материала, записей сюжет рассказа или возникает, рождается стройная теория в мозгу ученого, размышляющего снова и снова над набором фактов и наблюдений. Это рождение — действие творческое, вот отчего Толкование снов — искусство — должно быть и есть обязательное творческое усилие. Видать, недаром знаменитому химику Кекуле после долгих мучительных раздумий формула бензола явилась в сновидении. А лучшая соната Тартини была сыграна ему во сне Дьяволом.

Всякий человек способен толковать сны, потому что Всякий человек способен к творчеству. Все люди — творцы, раз мы созданы по образу и подобию Господа, про которого мы знаем из Священного Писания только одно, что Он был Творцом.

Другое дело, что надо постараться привыкнуть к раздумьям над снами, развить свою интуицию в смысле отбора снов и главных черт внутри сновидения. Недолгая практика позволит это совершить. А в тот день, когда вдруг родится первое толкование выбранного сна — вам многое откроется. Потому что самое малое, не говоря о большом, творчество словами не описывается, творчество можно лишь познать лично, оно открывается человеку.

Когда вы станете припоминать значительные свои сны и раздумывать над ними, по приведённым выше правилам, вам легче будет сопоставить верность вашего толкования и последующей жизни. На примере этих прошлых сновидений легче всего начать и родить первое толкование. После этого дело пойдет гладко. Попробуйте!

Уместно здесь повторять еще раз, что те, кто сны видит редко или никогда, как утверждают некоторые, на самом деле их просто не помнят. Сны снятся Всем и каждую ночь. Когда вы займетесь толкованиями снов, вам сны начнут помниться чаще. Подобно тому, как отличаются люди, их характеры, жизни, так и сновидения у каждого свои. Скажем, если взять и вобрать в одну книгу все сны одного человека и другого в другую книгу, то эти книги сновидений будут разными. Начав толковать сны, вы скоро заметите, что у вас появляются свои значения в Соннике, а некоторые значения в Соннике меняются. Так, камни это месть, затруднения, препятствие (смотри в этом Соннике), а для одного человека камни оказались — судьбинскими, тяжелыми, трудными достижениями, испытаниями. Потому что сон этого человека, определивший во многом его будущую жизнь, включал сцену, в которой он поднимал камни (тяготы, трудности жизни), а, подняв в руках, затем, положив в правую Руку. толкал камень, как бы соревнуясь, как ядро. Тогда камень, который толкнула наша правая рука (руки — судьба, правая рука — практическая судьба), из затруднения и гнета превращается в результат, в свершение. Не потому ли сказано про время собирать камни и время разбрасывать камни у пророка Екклезиаста.

Через какое-то время ваш Сонник превратится в хорошо настроенный инструмент — ваш личный, предназначенный для толкования именно вашего очередного сна.

Все сонники, как правило (кроме китайских), составлены просто по алфавиту. Этот Сонник имеет иную структуру. Я разбил все значения на несколько групп, так же, как это сделано и в китайских сонниках. В эти группы я выделил такие черты, как Место, Мы сами, Органы чувств, Одежда и т.д. Мое разбиение было произведено с учетом разных смыслов, однако в первую очередь на опыте работы с сонниками я во главу угла ставил удобства обращения. Внутри каждой группы значений сохранен алфавитный порядок для слов.

По мере того, как вы будете толковать сны (свои и чужие), количество снов будет увеличиваться, а их содержание меняться. Я считаю необходимым в этом предисловии дать коротенькое напутствие, как вести себя в сновидениях, это важно по многим причинам. Одна из этих причин обусловлена тем, что, получая что-то во сне, я повторяю, мы всегда обогащаемся наяву в самых неожиданных смыслах.

Есть, говорят, на свете такое племя Сеноев в малодоступных местах Индонезии. Всякое утро мальчики и девочки рассказывают родителям и родственникам свои сны. И те дают им советы, как в следующую ночь вести себя, что делать в разных случаях и прочее. Заинтересовались этим племенем, в свое время, случайно. Теперь Сенои — знаменитое племя среди тех, кто занимается снами. Потому что это счастливые люди. Как выяснилось, у них не существует депрессий, психозов. Их отношения между собой удивительно естественны, одним словом, — райское племя. Какие советы они деткам дают? К примеру, если ты встретил чудовище — победи его, ни в коем случае не отступай. Падаешь в пропасть — попробуй долететь до конца, постепенно притормаживая. Если ты соблазнен женщиной, даже ближайшей родственницей или матерью во сне — постарайся не смущаться, отдайся соблазну. Если тебя обуревает ужас — позови на помощь своих детей или маленького папу, или своих друзей, если они у тебя во сне появились.

За много лет общения с детьми и детскими сновидениями я проверил эти советы и рекомендации. Они — действенны. Скажем, встретишь кого-нибудь во сне, попроси подарок. Получив во сне — обогатишься наяву. Победить во сне можно и другим способом, нежели прямая борьба. Гораздо легче победить — обняв, отдавшись. Сразу пропадает, не выдерживая нашего добросердечия, чудовище из кошмара. Можно и нужно у любой самой страшной фигуры спросить Имя. Дело в том, что в сонном царстве нет вещественной реальности яви. Здесь слово, знак обладают той же плотностью, как предмет и мы сами или другие фигуры. Имя и плоть во сне — соизмеримы и взаимозаменяемы. Узнав имя, вы сможете в последующих снах заставить служить вам появившуюся фигуру, вызывать ее по произволу и требовать помощи даже в дневной яви и обычных делах. Если, конечно, сумеете во сне припомнить Себя, что, мол, спите вы и то-то и то-то надо сделать. Это равенство Имени и Плоти — основа всякой магии, в которой Заклинание рождает вещественный Образ, а злые духи запечатываются знаком.

Не во всяком сне мы в одиночестве. Как днем, так и во сне можно столкнуться с чужим бредом или фигурой. Проверить легко, надо попробовать пройти сквозь фигуру. Если, к примеру, появившийся во сне человек — твое творение иль только к тебе специально засланная величина — легко пройдешь сквозь. А если ты оказался в чужом сне или в твоем кто-то очутился случайно — столкнетесь и друг сквозь друга пройти не можете. Так и наяву, каждый из нас тело свое и вещь облекает плотностью бытия, хотя сталкиваются только наши сознания.

В этом тайна соединения сознания и плоти.

Во сне иная перспектива и свет другой. Часто то, что вдали, острей смотрится, чем вблизи: рядом вообще трудно разглядеть. Как только попробуешь во сне на мелочи собрать внимание, скажем, рассмотреть повнимательней ладони или поверхность предмета, так вмиг видение начинает рушиться. Во сне нельзя моргать, если хочешь сохранить то, что прихотливо виснет перед глазами. Сморгнешь (если сможешь), и вмиг сон переменится, а то и вовсе проснешься.

С другой стороны, если страх охватил во сне или хочешь проверить — во сне ты или наяву — поморгай. Если картина изменилась — ты находишься во сне.

Самое высокой достижение в этом мире грез — это вспомнить Себя, когда ты спишь. Тогда в одно мгновение припомнишь, где лежит твое тело, имя свое и восстановишь целиком дневное сознание. Однако если при этом спящий не проснется, он достигает нового качества — осмысленного блуждания во сне. Он может заняться сознательным изучением удивительных просторов царства Гипноса. Наконец, если научиться подолгу не утрачивать во сне сознания, тогда такой спящий может вновь своим сознанием вышагнуть в Явь и понять, увидеть, к примеру, как он сознанием соединен с лежащим своим телом, если вышагнет в том же месте. И многое другое может сделать такой человек. Эти возможности, впрочем, находятся за пределами нашего Сонника, и обсуждать их тут мы не станем. Хочу лишь заметить в конце, что даже восстановив целиком свое дневное сознание, мы оказываемся отличными от привычных себя в дневной яви. И многое из того, чем живем мы днем, что тревожит или гнетет, во сне нас не волнует, хотя память про все это и присутствует. Кто из нас двоих настоящий — трудно сказать.

Китайскому мудрецу Джуан Цзы снилось, что был он красивой бабочкой, легко и непринужденно порхавшей над цветами. Проснулся Джуан Цзы и стал размышлять, кто он теперь? Джуан Цзы, которому снилось, что он — красивая бабочка? Или он — бабочка, которой сейчас снится, что она — Джуан Цзы?

Так и мы, пока живем, будем снова и снова пытать себя в отношении себя и спрашивать, кто мы такие? Толкование снов — это одна из попыток, один из путей ответить на этот вечный вопрос: кто мы такие на самом деле? Желаю удачи читателю, и да сбудутся его сокровенные грезы!

Во сне, кроме знаков с перевертом или скрытым значением, есть много буквальностей. Скажем, переправа — это трудные перемены. Туман — неизвестность. Катастрофы — они и есть катастрофы на жизненном нашем плане: ссоры, общие жизненные потрясения. Иное дело — сама стихия. Вода имеет отношение больше к доходам, благополучию. А земля — к работе, трудности и легкости самой жизни. Воздух, атмосфера — больше к посторонним обстоятельствам относятся, благоприятствующим или не благоприятствующим и т.д. Если сообразить, что Земля — это то, что у нас под ногами, наша опора, вера (недаром говорят: потерять почву под ногами); Воздух — это то, чем мы дышим, чего нам не хватает порой, это общее состояние вокруг нас (ведь говорят же, мол, он задыхался в атмосфере своей семьи, жизни…); Вода — это благоприятствование, благополучие освобождение (умыть руки, отсюда), это общий ход наших дел (говорят же — плыть по течению) и, наконец, Небо — это место, куда мы обращаем свои взоры, надежды, откуда нам может «засветить», как мы говорим в обычной речи… вот, если сообразить такое перенесение сонного пейзажа и географии в жизненный наш план, то сразу многое проясняется при толковании. Засветило во сне — засветит наяву. Во сне горы — препятствия, а и наяву нелегко на них забраться.

Существует, конечно, еще один смысл стихий во сне — алхимический или магический. Земля, Вода, Воздух и Огонь — это ведь четыре основных элемента древних, которые в разных замесах складывают наш характер, наше состояние и самочувствие и т.д. Земля — самый тяжелый, самый практичный элемент, твердый, сухой, холодный и т.д. Вода — это прежде всего вода жизни, судьбинская основа и глубины нашего сознания. Воздух — легкость, подвижность, изящество, непостоянство и превратности. Огонь — знак гордости, отличий, радости и гнева, сильных чувств… Из этого сложного сплетения языка нашего и образов этих стихий, по всей вероятности, и формировались многие значения в Соннике. Взять хотя бы могилу, в которой мы захоронены во сне, — чем толще над нами слой земли, тем богаче мы наяву.

Вода

Вода

  • ВОДА — пить чистую — к счастью; мутную — к болезни; идти в мутной воде — разочарование к лучшему; погружение в воду — попасть в затруднительное положение в личном; умыться — к радости, освобождению; лить — к стыду, ошибке; поливать — к потере, смотреть на водопад — страшная встреча; брызнула на голову — нежданная страсть.
  • ВОЛНЫ — скорая или неожиданная дорога, путешествие; чувства, сильные переживания; мутная, грязная захлестывающая волна — к большой ссоре либо тяжелой болезни; волны бьют о берег, прибой — скорое разрешение дел.
  • ИСТОЧНИК (РОДНИК) — невероятные перемены; пить — исполнение желаний.
  • ИСТОЧНИК (колодец) — см. колодец.
  • КАПЛИ (капель) — к деньгам.
  • МОРЕ — идти по берегу, пляжу — дорога; смотреть на море — вести издалека; плыть на пароходе — важные перемены; синяя вода, голубая — встреча; плавать в море — исполнение желаний.
  • НАВОДНЕНИЕ — вода чистая — временная отсрочка дел, временные помехи; мутная и захлестнула — странное положение в странном месте; окружен водой — быть в роскоши.
  • НЫРЯТЬ — готовиться нырнуть — рискованное дело, скорое искушение.
  • ОЗЕРО — опасность; плыть по озеру — разлука для влюбленных.
  • ПРИЛИВ — высокий — надежда, новые возможности.
  • ПРУД — в лилиях — приобретение через потерю; в ряске — путешествие посуху, по суше.
  • РЕКА — плыть — прибыль; видеть, быть на берегу — дальняя дорога; переходить вброд, идти в воде — преграда, отсрочка; прыгать в речку (для женщины) — новые чувства, надежда на примирение в семье.
  • РОСА — благодать.
  • РУЧЕЙ — перемена места и жизни; встреча с давно утраченным; радость.
  • ТОНУТЬ — затруднения.
  • ФОНТАН — большая радость, неожиданность.
  • ХЛЫНУЛА — вода из-под пола — тайные враги, неожиданные, непредвиденные препятствия; из стен — проникновение, беззащитность; источник — опасная доверчивость.

ВОЗДУХ (Атмосфера)

Атмосфера

  • БЕЗДНА — пустота впереди — трудности, необычное жизненное предприятие.
  • ВЕТЕР — сильный, порывами — препятствие от людей; ровный — благоприятствование; сильный на море — помощь издалека откроет дорогу к успеху; шелестит листвой в деревьях — разлука; ветерок — скорые вести.
  • ВОЗДУХ — чистый, прозрачный — конец без тревог, тяжб; клубится, темный воздух — печаль, болезни, потери; стоит — большая боль; вращающийся, крутящийся — неожиданные перемены, непредвиденности; застылый — опасность предостережение.
  • ДЫМ — в комнате — близкий скандал; от множества курящих — согласие в важных делах; на улице дым — разочарование (в зависимости от густоты).
  • ТУМАН — неизвестность, нерешительность.

ЗЕМЛЯ (Времена года)

Земля

  • БЕРЕГ (реки) — достижение намеченной цели.
  • БОЛОТО — к худому; бродить — оговор; гнилое болото видеть — к богатству; идти по гнилому болоту, по жидкой трясине — препятствие в устройстве денежных дел.
  • ВЕСНА - будто раньше времени наступила - удача в намеченном.
  • ВИД — красивый — счастье, исполнение сокровенных желаний.
  • ГЛИНА — смерть знакомого; к наследству.
  • ГОРЫ — голые — тревога; лесистые — неверность; взбираться — успех, если влезешь; видеть — затруднения; спускаться — неудача; взбираться на гору для больного — выздоровление (долго лез — очень тяжелая болезнь).
  • ГРЯЗЬ — если пристала — болезнь; обрызган — клевета; ноги в грязи — неприятности в личном; упасть в грязь — смена жительства.
  • ЗЕМЛЯ — покрытая зеленью или мхом — богатая женитьба; копать — к похоронам скорым; лежать на земле — мелкие неприятности; рыть (если мягкая земля) — скорое завершение дел; землетрясение — к войне, смуте; возможность безумия спящего.
  • ЗИМА — не в сезон — улучшение денежных дел; сильный мороз — злая жена (для молодых), испуг (для женатых).
  • КАМНИ — препятствия, затруднения; сидеть на камнях — большие ожидания; судьбинские свершения, тяготы (если поднимаешь камни).
  • ЛЕД — неприятность; много трудностей.
  • ЛЕС — чужая сторона; гулять по лесу — романтические любовные дела, новые знакомства.
  • ЛЕТО — не в сезон — хорошие вести.
  • МОГИЛА — копать могилу — потеря по своей вине; видеть могилу — новости издалека; видеть раскрытую могилу — недобрые вести; быть в могиле — к богатству в зависимости от толщины земли над тобой (чем толще слой, тем — богаче).
  • ОСЕНЬ — не в сезон — неожиданная помощь; неожиданные друзья.
  • ОСТРОВ — быть на нем — перемены в личной жизни, разлука, потери; для замужней — развод.
  • ПАРК — отдохновение; закрытые ворота, оказаться запертым — утраченные возможности.
  • ПЕСОК — богатство; сидеть на песке, идти по песку — встреча со старым другом.
  • ПОЛЕ — судьба.
    ПЫЛЬ — обман; кто-то упал в пыль — к смерти.
  • РАВНИНА — ожидание.
  • СКАЛЫ — препятствия.
  • СНЕГ — любовное свидание; идти по снегу — приятное удивление; белый, белизна снежная — богатство, благополучие; пурга — трудные дела с неожиданным завершением; на горах снег — хорошие вести; на деревьях — выгоды; мыться снегом, тереться — исполнение всех желаний.
  • ТРЯСИНА — тонуть — промах серьезный.
  • ХОЛМ — ссора.
  • ЯМА — опасность.

НЕБО (Солнце, Луна, Звезды)

Небо

  • ВОСХОД — подарок, перемены в жизни, вести хорошие.
  • ГРАД — из тучи — досада.
  • ГРОМ — дальний, бормочущий — предупреждение, перемены; сильный удар грома — исполнение желаний; гром — неожиданное и скорое благополучие, знак вестника судьбы.
  • ГРОЗА — хлопоты; забота.
  • ДОЖДЬ — зряшная потеря времени; тихий — оправдание; сильный — большая неудача; промокнуть — застой, болезнь; сквозь солнце, слепой дождик — приятная перемена; намочил голову — страсть.
  • ЗАКАТ — большая перемена.
  • ЗАРЯ — веселье; счастливая весть.
  • ЗАТМЕНИЕ (редкий сон) — болезнь близкого человека.
  • ЗВЕЗДЫ — яркие — много счастья, верная любовь; тусклые — опасность; вечерние — напрасная любовь; орденские — глупость; одна, две — радостные вести; см. падать, падающие звезды.
  • ЛУНА — новая — большая прибыль; полная — опасность, серьезные перемены; для девицы — сватовство; в воде — большие силы вовлечены.
  • НЕБО — светлое — успех; голубое — ожидать добра; красное — ссора; звездное — исполнение желаний, большое наследство; темное без звезд — опасность; в огненных тучах — большая радость; в красных, багровых тучах — тяжелая болезнь.
  • ПРЕИСПОДНЯ — пирушка; забавное происшествие; спустился и вернулся из ада — для богатых бедность, для бедных — счастье, радость; знак судьбы и сил, влияний вокруг.
  • СОЛНЦЕ — слава, любовь; подернутое проходящей тучкой — денежные времена впереди; видеть солнце — всегда хорошо, все худое во сне ослабляется.
  • ТУЧИ — темные, черные, угрожающие — скверное влияние, опасность; видеть ночью облака — неприятное открытие, подсвеченные закатным солнцем — легкая жизнь.

ПОСТРОЙКИ (Помещения), МЕРОПРИЯТИЯ

Постройки

  • АМБАР — богатство.
  • АМФИТЕАТР — находиться — долгая заграничная поездка.
  • АПТЕКА — нездоровье.
  • БАЗАР — светская жизнь, досуг; см. рынок.
  • БАЛ — видеть — к болезни, скверное дело; быть на балу — свидание с больным, разговоры и пересуды.
  • БАЛКОН — быть на балконе — удачное завершение дел.
  • БАНЯ — войти — безнадежность; выйти — удовольствие; видеть женщин в бане — огорчение, болезнь; мужчину — бедность.
  • БАШНЯ — препятствие; много башен в городе — необычное предприятие.
  • БЕРЛОГА -потеря.
  • БЕСЕДКА — свидание.
  • БОЛЬНИЦА — крестины; посещать или отводить кого-то — невероятные новости; быть в ней — безденежье, глупое положение; психиатрическая — быть туда помещенным — полный успех, слава, признание; быть врачом, медсестрой — удачные дела.
  • ВАННА — пустая — разочарование, гнев; полная — успех.
  • ВОКЗАЛ — быть на вокзале — дорога, дела; видеть — неожиданное посещение, встреча; встречать кого-то — надежда, новое дело; провожать друга — предложение.
  • ВОРОТА — препятствия; сломались — в семье несчастье.
  • ВОСКРЕСЕНЬЕ — видеть в другой день — большие перемены.
  • ВЫСТАВКА — быть на ней — к удаче.
  • ГНЕЗДО — обручение, женитьба; с птенцами — большая прибыль; с яйцами — семейное счастье; снимать с дерева — недолгая радость; опустошать, разбить — к беде.
  • ГОРОД — видеть большой на расстоянии — притязания; если войдешь — благополучие, свершение; много башен — необычное предприятие.
  • ГОРОДОК — незнакомый — неожиданное назначение, непростое положение на службе; для женщины — странное предложение.
  • ГОСТИНИЦА — дорога; деловые отношения.
  • ГРОБ — открытый — успех в делах; друг в гробу — новости о его успехах; для молодых — к свадьбе; для семейных — к прибыли, успеху денежному; сам в гробу — завершение дел.
  • ГРОБНИЦА — покровительство, удачи через покровительство; заперт в гробнице — разочарование, устранение от дел.
  • ДЕРЕВНЯ — к счастью; искать дом чей-то в деревне — переживания из-за сплетен, скандалов.
  • ДВЕРИ — открытые — разделенная любовь, щедрое приношение; запертые — препятствие, встреча с неприятными людьми; горящие — визит друзей; новые — к рождению сына; открытые — любовь (для женщин), женщина (для мужчин); не находить дверей — препятствие; распахнулись — во всех делах успех.
  • ДВИЖЕНИЕ (на дороге) — график — трудности в личном, помехи.
  • ДВОР — чистый — радость; грязный, запущенный — скука.
  • ДВОРЕЦ — нежданная удача.
  • ДОМ — видеть — опасность; строить — к улучшению; крыть — убытки; мести в Доме — к гостям; полы мыть — к смерти, к разлуке; крыша провалилась, дыра — переезд; находиться дома — неприятность, сплетни; горящий дом — большая радость:
  • ДОРОГА — идти по дороге — печаль, тяжелая работа; кривая, в ухабах — убытки; железная дорога — успешные дела; новая — перемена в делах, кризис; поезд встречать — деловое предложение; кто-то сходит с поезда — предложение через друга; быть в поезде — приглашение очень важное.
  • ЗАБОР — изгородь — разлука с близким человеком; препятствие; дыра в заборе — к смерти того, чей забор.
  • ЗАГРАНИЦА — перемены.
  • ЗАМОК — видеть — исполнение желаний; войти — нежданное счастье; жить в замке — богатство; пылающий — хорошие последтвия; закрытые ворота — помехи, препятствия.
  • ЗДАНИЕ — перемены (чем выше здание, тем успешней дела).
  • ИЗБА — перемена жизни.
  • КАБАК — беспорядок в доме.
  • КАБИНЕТ — разглашение личных дел.
  • КАЗАРМА — подвиг.
  • КАЛИТКА — унижение; исчезла вся или часть (половина) — развалилась жизнь у сына; пройти сквозь калитку — унижет
  • КАРУСЕЛЬ — бессмыслица.
  • КВАРТИРА — снимать — новое занятие; платить квартплату — разлука с другом; получать квартплату — возвращение к позабытому.
  • КИНО — быть одному в кино — скорое далекое путешествие (детали фильма относятся к деталям поездки); быть с кем-то в кино — гости издалека, опасные юридически.
  • КЛАДБИЩЕ — видеть — длинная жизнь; камни на могилах, читать надписи — много друзей; запущенное — отчуждение.
  • КЛЕТКА — птицы в клетке — удачная любовь; пустая — измена, неожиданность, разрыв; кто-то открывает — похищение любимой.
  • КОЛОДЕЦ — с ведром — богатство; переполненный — потери; без воды — тревога; пить из колодца — хорошие дела.
  • КОМНАТА — пустая — разочарование; странная — успех, удача; очень маленькая — уйти от беды в последнюю секунду; хорошо обставленная — успех в начинаниях; красивые картины на стене — переменчивость желаний; ярко освещенная — торжество.
  • КРОВАТЬ — лежать в кровати — успех, удача; пустая — смерть знакомого, своя — личная жизнь; странная кровать — нежданный поворот дел; лечь, ложиться в кровать — болезнь, беда; лежать другом или кем-то того же пола — потеря через глупость; с незнакомцем противоположного пола — хорошие вести; стелить — для женщины — страсть со скандалом; мужчине — смена жительства; спальня — личная жизнь; отношения; слишком шикарная, с ароматами — сомнительные связи.
  • КРЫША — быть на ней — успех в делах; с особой противоположного пола — успех в делах и в обществе, в личном; упасть с крыши — резкая смена планов.
  • КУХНЯ — чистая — прибыль; грязная — досада, нет взаимности.
  • ЛЕСТНИЦА — в здании, подниматься по лестнице — подъем в жизни через удачу, успех; опускаться — неудачи; ступени — возможности; ступени сломанные — враги, недоброжелатели.
  • ЛИФТ — подъемный — осторожность; вверх едет — хорошо, достижения; вниз — неудачи; медленно — быстрый, нежданный ход дел; очень быстро — препятствия или медленность в делах; сам управляешь — денежные успехи, денежные дела.
  • ЛОВУШКА — с животными — злоумышления, беды от родственников; пустая — потеря через небрежность.
  • МАГАЗИН — покупать — потери в делах либо посягательства на спящего в личном; тщательно выбирать покупки — к мелкой прибыли; см.торговать.
  • МЕЛЬНИЦА — сплетни, хлопоты.
  • МОНАСТЫРЬ — благополучие.
  • МОСТ — переходить — избежать опасности, перемены; видеть — неудача.
  • НИША — стоять в ней — любовные утехи; видеть — на тебя посягают; пещера — личные волнующие приключения.
  • НОВЫЙ ГОД — в иное время — удовлетворение ходом дел, исполнение надежды, качество исполнения зависит от того, как празднуется во сне, какие чувства.
  • ОКНО — ожидание; распахнутое — сожаление; выбить и выйти наружу — осуществление желаний.
  • ОТХОЖЕЕ МЕСТО — неприятности; упасть в него — получить деньги; говно — золото.
  • ПАРИКМАХЕРСКАЯ — быть в ней — потери, затруднения.
  • ПАРАД — выгодная работа.
  • ПЕРЕКРЕСТОК — кризис в делах; если есть указатель — не спрашивай советов.
  • ПЕЧКА — печаль, ссора; развалилась — хорошие вести, радость.
  • ПИР — прощание.
  • ПИРАМИДА — карабкаться на вершину — ранняя неудачная женитьба, несостоявшаяся женитьба (для женщин).
  • ПЛОЩАДЬ — собрание; сборище знакомых.
  • ПОДВАЛ — прошлое.
  • ПОТОЛОК — предупреждение.
  • ПОХОРОНЫ — благополучный исход; к свадьбе; тебя хоронят — долгая жизнь; покойник живой — приглашение на свадьбу; похоронная процессия — долгие печали (в зависимости от длины процессии в связи с личным).
  • ПРОЦЕССИЯ — карнавальная или демонстрация — счастливая любовь в зависимости от длины.
  • РАЗВАЛИНЫ — разочарование.
  • РЕСТОРАН — беспорядок в доме.
  • РОЖДЕСТВО — радость среди друзей и в семье; рождественская елка — надежды.
  • РЫНОК — сплетни.
  • САД — гулять — успех, радость в делах; рвать цветы — довольствия.
  • СВАДЬБА — быть на свадьбе — печаль, смерть того, кто женится, для спящего болезнь.
  • СКАЧКИ, БЕГА, ГОНКИ — присутствовать — нежданный успех; участвовать — каким придешь, номер места означает время до победы (в годах).
  • СОБОР — мать, отчизна.
  • СУД — быть в суде — семейные неприятности; судят спящего (в особенности за убийство) — возвышение в жизни, высокое положение в собрании.
  • СЦЕНА — ложь, интриги противоположного пола.
  • ТЕАТР — печаль в связи с потерей друзей или денег.
  • ТОННЕЛЬ — брести в тоннеле — трудное время; для женщины предложение от инженера.
  • ТОЛПА — (демонстрация) — новые возможности, уверенность в делах, см. парад; разъяренная толпа — опасные дела, искус в делах; много людей — нежданные вести.
  • ТРОПА — новая — перелом в делах; две — разделение жизни.
  • ТЮРЬМА — отбывать срок — судьбинские тяготы (число лет может указывать на окончание житейских бед); ложный путь в жизни, ложное занятие; быть арестованным и помещенным в заключение — семейное счастье, семейная жизнь.
  • УЛИЦА — искать дом — неверный шаг; идти — движение дел.
  • ФАБРИКА — потеря.
  • ХРАМ — благополучие.
  • ЦЕРКОВЬ — молиться — счастье во всех делах; войти — угрызения совести; видеть — удача.
  • ЧАСОВНЯ — нежданная смерть.
  • ШАЛАШ — повышение.
  • ШАХТА — ловушка; падаешь — друг упредит.
  • ШКОЛА — беспокойство; быть в ней — укор.
  • ЭШАФОТ — для женщины — ужас; для мужчины — возвышение (если повесят — чем выше над землей, тем больше успех).
  • ЮБИЛЕЙ — пир.
  • ЮРТА — прибыль.
  • ЯРМАРКА — суета.

СВЕТ (Освещение, Цвет, Огонь)

Свет

  • БЕЛЫЙ ЦВЕТ — хорошо; возвышение.
  • ВСПЫШКИ — вести; выстрелов — денежные дела.
  • ГОЛУБОЙ ЦВЕТ или СВЕТ — большие неприятности.
  • ДЫМ — скандал.
  • ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ — зависть; отсрочка дел; предательство.
  • ЗЕЛЕНЬ, ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ — надежда, денежные успехи; раздумья.
  • КРАСНЫЙ ЦВЕТ — честь; здоровье.
  • ЛУЧИ СВЕТА В НЕБЕ — к счастью; к покровительству в делах.
  • МОЛНИЯ — невероятные вести; опасное положение.
  • НОЧЬ — темная — разумные расчеты; ясная — долгая жизнь; бурная — потери.
  • ОГОНЬ — несбыточные мечты; разочарование; ссора в личной жизни; ожог тела — дурная слава; ощущение ожога — новая дружба, волнующие вести; в печке — богатство; огонь и дым — опасность.
  • ОГОНЬКИ — друзья.
  • ПЛАМЯ — сильная тревога.
  • ПОЖАР — радость.
  • РАДУГА — благая весть; ложный страх.
  • СВЕТ — яркий и не синий — большая удача; видеть свет маяка с моря — исполнение желаний.
  • СУМЕРКИ — время затруднений.
  • ТЕМНОТА — трудности, неизвестность; если идешь — потерянное вернется; выйдешь к свету — большой успех.
  • ЦВЕТ — яркий — хорошо; яркость цветов во сне — достижение, успехи вне зависимости от самого цвета или света, быть может, кроме синего.
  • ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ — печаль, горе; невезение.

Все, что относится к Спящему, во сне имеет важность повышенную. Если, конечно, мы себя видим тем или иным способом, отдаем отчет в том, как одеты, обуты. Кто любит сказки, наверное заметит странные совпадения образов в Соннике и в сказках. Разве не превращались слезы Хозяйки Медной горы в уральских сказках в драгоценные каменья? Очень важно, чтобы подробность? отмеченная во сне, была отчетливой либо странной: необычное ухо, огромный нос или его отсутствие. Видимо, Н.В.Гоголь был знаком со старорусским Сонником, и страшное волнение Ковалева в повести «Нос», потерявшего эту принадлежность лица, по-иному выглядит, если вспомнить, что нос-то он потерял в сновидении, и теперь ему никак нельзя проснуться… Потому что потерять нос во сне — к смерти. И недаром говорят: «По одежке протягивай ножки», потому что одежда во сне говорит о положении в обществе, — а ноги, в частности, означают успех. Опять же, как известно, часто и наяву встречают по одежке. Во сне Спящий и его части тела — это всё, чем и как мы соприкасаемся с жизненной явью, это наши личные судьбинские возможности, наша сила или беззащитность, в магическом смысле. Сила колдовского использования частей тела, волос, ногтей и прочего на том и стоит. Любопытно, что ни в одном Соннике не упоминается значение для «плечо, плечи». Скорее всего, это объясняется тем, что по всем мистическим описаниям у существ в астральном мире нет плеч.

Живые существа в снах представляют нашу чувственную, эмоциональную часть жизни. Так, дикие звери — это враги и знак вражды. Звери в зоопарке — волнения. Крыса — опасность, охотиться — тревоги. Воры — разочарования. Одним словом, живые существа, в особенности животного царства, означают разные состояния нашей души и отношение к действительности и к другим людям, когда все это окрашено чувством, эмоцией. Еще живое существо во сне — это наш путь, события, ход дел наяву. Так, если наяву, скажем, дела зашли в тупик, во сне нас встретит препятствующая нам фигура. Эта фигура воплощает в себе знак событий, если этот знак разгадать, откроется дверь, обнаружится выход из дурацкого положения наяву: существо служит привратником судьбинской двери либо знаком пути и… самим путем, возможностью. Так, бабочка, например — свидание, а пасущееся стадо — богатство. Недаром наяву гадают по птицам, а черная кошка, перебежавшая дорогу, — к несчастью. Как мы поступим с этой встреченной во сне фигурой, сумеем разгадать ее смысл — так наяву и обернется. И кусающие мысли-мухи и злой рой забот — исчезнут. Не зря ведь наяву мы «гоним» заботы от себя, свое чувство порой «топчем», а наши надежды — «тают». В царстве снов все это случается буквально. Имеются и прямые значения: собака — друг, кошка — враг или тайный недруг (в зависимости от масти). Конечно, некоторые существа во сне могут являться нам буквально, например, фея или дьявол в своем собственном обличье. Это те самые собирательные, сказочные народные образы, которые Карл Юнг называл архетипами. Сила этих образов, порожденных коллективным сознанием, может быть столь велика, что они могут вылечить больного. Они могут одарить, как одарил Дьявол великого Тартини чудесной музыкой, сыграв для композитора во сне свою сонату. Гениальной мыслью или чудными поэтическими строками нас могут осчастливить эти странные существа. Так что, встретив их во сне, постарайтесь у них попросить подарок. Если вас спросят, какой вы хотите подарок, не раздумывайте! «Какой дадите», — надо отвечать. Потому что мы редко ведаем, чего желаем, и еще реже знаем, что из желанного нам нужно на самом деле. Так что проще довериться. Так, у одного человека во сне спросили: «Чего ты хочешь?». «Хочу сына!» — ответил спящий. «А был ли ты счастлив?» — поинтересовались у него, и в то же мгновение понял спящий, что просил не то, потому что счастлив не был.

Предметы в снах и значения их в Соннике составляют, пожалуй, самую загадочную часть толкований. Разумеется, чтобы рассматривать стол или стул в толковании, чашки, лампу и т.д., надо, чтобы в сновидений эта вещь выставилась, обозначилась резко. Как у Гоголя в его рассказах, так в сновидении, всякий предмет будто оживает и выставляется, порой очень даже грозно, в необычном освещении или вызывая странное чувство.

Лично я думаю, что предметы, таким образом обозначенные в снах, обнаруживают в соответствующих значениях в Соннике свою магическую природу при толковании. Значение предмета в Соннике — это суть предмета в его магической природе, составляющей древнейшую основу бытовой, так называемой симпатической, магии. Основу этой магии легко пояснить на примере. Вообразите свежий, душистый чай в красивой тонкой чашке, а рядом соль или селедку. Или тот же чай и рядом очень острый нож. Удивительно неприятные сочетания. Однако положите рядом с крупной солью свежий каравай ржаного хлеба — душа отдыхает. Так на выставке картин, расположи картины одним способом — очень напряженная или совсем какая-то дребезжащая будет атмосфера. Перемени местами — наступает гармония, вроде светлеет в зале. Так же мы расставляем мебель, что называется, со вкусом или безвкусно обставляем дом. Всё это примеры простейшей магии предметов, вещей; магии, которой мы пользуемся каждый день, задумывая уютный интерьер или накрывая на стол. Легко сообразить, сколько веков и столетий содержится в этом расположении и сочетаниях бытовых предметов, какие пласты языка, культуры, ритуала жизни вовлечены в эту магию быта. Магия действительная строится на той же основе: сочетания гармоничные вызывают, призывают благоприятных духов или силы; дисгармония, несозвучность и дикость сочетаний приводят в действие силы зла, беды. Вот эта сторона предметов и выступает в сновидениях. Отсюда, я думаю, и возникают толкования предметов в Соннике. Конечно, с течением жизни все время появляются новые вещи, а старые исчезают. Сегодня лапти — забава, повешенная на стенку, а вчера — обыкновенная обувка. В этом смысле я постарался исключить вещи и предметы странные или из употребления ушедшие. Если они появляются во сне, это надо так и толковать, как нечто не совсем обычное.

Растения, Фрукты, Овощи в сновидениях во многом следуют тому же смыслу, что и предметы, обнаруживая в значениях Сонника свой магический смысл. Однако, в отличие от вещей неодушевленных, растения обладают живой сущностью, что усиливает их значение, придавая им более емкое содержание. Так, растения, например, заросли, означают еще и географию сна. Плоды — это плоды труда, но одновременно это и плод размышлений, и тот самый плод, который Ева, по преданию, предложила Адаму. А дерево представляет собой и древо жизни и, в зависимости от места произрастания, может нести и другой смысл: яблоня для русских не то же самое, что для китайцев или арабов. Помимо этого, ягоды, грибы, овощи и фрукты означают сезон. Скажем, собирать ягоды — это один период, а грибы — другой; время года — разное.

Существует и совсем особенная сторона значений, связанных с растениями, — это их суть в народной медицине, значения, которые им приписываются в оккультной, ворожейской ботанике. Подобно тому, как по Соннику неодушевленным предметам приписывают магическое значение, так растениям, фруктам, овощам, ягодам — значения, данные им знахарями, травниками и ворожеями. Если так подходить к толкованию, многие странные значения растений, например: «Репка, Редька — обман», приобретают удивительный смысл. Скажем, сон, где человек на поле сажает репку, а жена его издалека видит, как он это делает. Издалека — это через некоторое время; на своем поле — в своей судьбе. Этот человек насадит обман и на этом обмане выстроит благополучие, с которым и на котором будет жить дальше. А жена его (которой сон приснился) увидит это, все на ее глазах будет происходить, однако ничего она поделать не сможет, да и не захочет. Будет считать, что именно так и надо поступать.

Здесь уместно заметить, что, толкуя сновидения, мы невольно приобщаемся к удивительной сказочной метафоре нашей культуры, языка, истории, веры. К тому, что составляет народное сказочное творчество, добро и зло детской и взрослой сказки.

Фрукты, овощи, ягоды

Растения

  • АБРИКОС — есть — покой, радость (для женщины).
  • АПЕЛЬСИН — видеть — сюрприз.
  • АРБУЗ — неожиданный отъезд.
  • БЕРЕЗА — радость.
  • ВАСИЛЬКИ — свидание.
  • ВЕРБА — печаль.
  • ВИНОГРАД — есть — слезы; виноградные красные кисти — испуг (для женщины); получить в подарок-знакомство.
  • ВИШНИ — печаль.
  • ГРИБЫ — помощь через совет; ядовитые видеть — счастливый случай; есть — долгая жизнь; собирать — вознаграждение.
  • ГРУШИ — к потере.
  • ДЕРЕВО — видеть — прибыль; залезть на дерево — потери, неудача; фруктовое и рвать фрукты — долгий успех; рубить — потеря; сажать — богатство; с плодами — благополучие; цветущее — успех в делах; обрубленное или вывернутое с корнем — смерть, траур; горящее — убытки.
  • ЕЛКА — подарок.
  • ЗАРОСЛИ — к переменам в личной жизни; колючие, густые — будь осторожен в переменах; выбрался — место во сне будет местом наяву.
  • ЗЕМЛЯНИКА — подарки; есть — к болезни; много есть — влюбиться; собирать — перемены.
  • КАЛИНА — ссора.
  • КАПУСТА — варить — сплетни; есть — подарок,
  • КОЛОСЬЯ — видеть- исполнение желаний.
  • КРЫЖОВНИК -неприятность.
  • КУВШИНКИ — на воде видеть — отдых; собирать — ненужное дело.
  • ЛЕС — гулять по лесу — влюбиться (для женщины): романтическая встреча (для мужчины).
  • ЛИМОН -горе.
  • ЛИСТЬЯ — зеленые — богатство; удача; для любящих — знак удачи; жухлые, падающие — разочарование, ссоры.
  • ЛУГ — потеря.
  • ЛУК — чистить — успех в трудном деле.
  • МАЛИНА — есть — болезнь.
  • МОРКОВЬ — выгода.
  • ОВОЩИ — долги; есть — скудость,
  • ОГОРОД — затруднительное дело.
  • ОГУРЦЫ — для женщины — ухажеры; огурцы в снегу — сплетни в связи с любовниками; видеть огурцы — к деньгам (для мужчины).
  • ОРЕХИ — дрязги; колоть — странная, неприятная встреча есть — сильные тревоги; собирать — денежные заботы.
  • ПЕРЕЦ — несчастье.
  • ПЛОДЫ — на дереве — успех, на банкете — очень удачный сон, если не ешь их; зеленые — поспешность; перезрелые промедление губительное; неживые, бесцветные, деревянные — предательство в делах.
  • ПОМИДОРЫ — тайная любовь.
  • РЕДЬКА — обман.
  • РЕПКА — см. РЕДЬКА.
  • РОМАШКА — препятствие.
  • РОЩА — неприятность.
  • СЛИВЫ — болезнь.
  • ТРАВА — препятствие; зеленая — надежда.
  • ХЛЕБ — на поле — доход; есть и видеть — радость; новость; печь — несчастье; жатва — успех.
  • ЦВЕТЫ — печаль (если много букетов); радость; белые — к свадьбе.
  • ЧЕРЕМУХА — отвергнутая любовь.
  • ШИПОВНИК — опасность.
  • ШИШКИ — (еловые) — нежданное счастье.
  • ЩАВЕЛЬ — беда.
  • ЯБЛОКИ — болезнь; есть — разочарование, гнев; собирать — домашние неприятности; видеть — обольщение.
  • ЯБЛОНЯ — весть о смерти.
  • ЯГОДЫ — слезы; есть — болезнь.

Действие во сне и его значение в Соннике — это главное для нас описание устройства сонного царства напрямую, часто минуя глубокие слои метафоры языка, магии культуры. В действии знаки намного прямее, буквальнее во сне. Ибо действия — это наши устремления, тщета наяву. Так, вверх — это всегда хорошо, а вниз — плохо. Правая сторона лучше левой, если поворачивать. А еще лучше — прямо идти или ехать. И как наяву лучше семь раз отмерить, прежде чем резать, так и во сне понять, осознать. Присутствовать всегда лучше, чем участвовать. Другое дело, что сон-чаровник использует много перевертышей или просто зачастую значение действия во сне противоположно значению этого действия наяву. Есть — зачастую к неприятностям. Не отсюда ли выражение наяву, мол, дерьма наелся — про скверные дела или компанию; или спасибо! сыт по горло я этим делом. Плакать — к радости. А радуешься сильно — к слезам, в особенности, если хохочешь. Недаром существует поговорка, что смех — к слезам. Поцелуи — к измене, вражде. А убьешь кого-то — к завершению дел…

Иное дело, что перевертыш так спрятан, что иногда вместо обратного значения действия во сне сон использует — прямое. Как отличить — трудно дать рецепт. Если читатель станет толковать сны, он вскоре сам почувствует, где обратное, а где прямое значение. К примеру, танцевать во сне — к болезни. Говорят же, ты у меня попляшешь! Или — ты у меня запоешь! Однако, если танцуешь в одиночку, никого рядом нет и музыка хороша — это может обозначать танец судьбы, будущий ход важнейших дел. Это танец — магический, заклинание. Так австралийские аборигены или наши давние предки исполняли ритуальные, магические танцы перед тем, как отправиться на охоту или начать засеивать поля новым зерном.

В развитии действия сон следует весьма строгой логике, которая ближе всего к так называемой логике искусства, мотивировке сюжетного поворота, развития в романе, рассказе, пьесе, но не жизни. Логика здравого смысла, которая зиждется на обычной нашей формальной логике рассуждений, редко используется в сновидениях. Сон — парадоксалист и любит необычные повороты, часто основанные на буквальности метафор. Скажем, испепелил взглядом, говорим мы в жизни; во сне мы увидим уголек или кучу пепла. Или — он пылал гневом, а во сне мы увидим языки пламени. Одна из причин такого буквализма сна заключена в равенстве знака и предмета в сновидениях, равной весомости Имени и Вещи. Поэтому наши слова во сне становятся заклинанием. Каждый из нас в сновидении — всесильный маг, и стоит произнести желание, как оно тут же осуществится, но буквально. Другое дело, что мы во сне себя не помним и поэтому желание выразить нам нелегко. Потому и говорят иногда как во сне, мол, все было, потому что не можем мы так просто избавиться от машинальности куклы в сновидении. Но если такое удается, если человек вспомнит, что он спит и видит сон, — он с легкостью проверит магическую силу любого слова, которое сумеет громко произнести в царстве Гипноса.

Органы чувств составляют общую атмосферу сна или окрашивают сновидения в тот или иной эмоциональный цвет. Этот ощущенческий тон отражает качество отношений наяву с людьми, делами, судьбой, воплощения в запахах, звуках, желаниях сна действительные события дня. Так, про скверное положение говорят, ведь, что «запахло жареным», или про соблазнительную женщину, что она — «лакомый кусочек» — эти дневные метафоры во сне становятся буквальными. К счастью, в сновидении обыкновенно лакомятся взглядом. Не оттуда ли выражение: «он пожирал её глазами»; имея в виду женщину или какую-то полюбившуюся вещь. В снах могут быть и прямые, обычные наши ощущения от всего происходящего без всякой зашифровки. Тягостный сон, говорят, или, мол, несмотря на то, что происходило (если не больно приятное) — не было чувства тяжелого, даже, как ни странно, легкость испытывал. Этим буквальным нашим ощущениям во сне надо верить тоже буквально. Это значит, что, несмотря на неприятности или опасности во сне и в толковании, ничем не грозит спящему его видение. Не предвидится беды. Органы чувств удивительно неравноценно представлены в сновидениях. Конечно, больше всего мы видим глазами. Меньше слышим. Очень редко нюхаем. Также редко — щупаем. И совсем редко — чувствуем и запоминаем вкус. Любопытно, что по всем книгам, в которых так или иначе приводится описание загробного мира, астрального — духи вкушают лишь взглядом или вдыхая аромат. Вкус отсутствует. Также редко — прикосновение. По-видимому, вкус сильней всего связан с нашей телесной сущностью, то есть с событиями в этом мире. Недаром ясное, отчетливое ощущение вкуса во сне предвещает очень серьезный кризис и его разрешение в скором будущем. Ведь говорят про жизнь или обстоятельства жизни, что в них появился «скверный привкус». Запахи во сне носят больше отношенческий характер: ссора, дружба, любовь, плохо или хорошо в смысле страстей, связанных с каким-то делом или положением. Недаром, видать, наяву про ненадежное дело мы говорим, что оно скверно пахнет, используя прямую метафору из сновидений. С другой стороны, нас всех манит «запах дальних странствий».